Лицензия на образовательную деятельность № 038 904
Приемная комиссия с 9:00 до 19:00, ПН-ПТ +7 495 668-09-09

Как усваивать новые знания эффективно: припоминание, осмысление, консолидация

Научитесь использовать особенности мозга, чтобы запоминать больше и стать умнее.

Как усваивать новые знания

Помните, как ловко Шерлок Холмс раскрывал преступления? В этом ему помогала огромная база знаний, которая хранилась у него в голове и была доступна в любой момент времени. Однако не обязательно обладать феноменальной памятью, чтобы усваивать большой объем информации. Важно знать законы, по которым работает мозг, и правильно их использовать. Для эффективного обучения важны три процесса: припоминание, осмысление и консолидация. Поговорим о каждом из них подробнее.

Припоминание

Память — процесс взаимодействия клеток головного мозга (нейронов). Чем чаще мы вспоминаем какую-то информацию, тем лучше ее помним, так как снова и снова используем образовавшиеся связи между нейронами, укрепляя их. Чтобы лучше понять, как это происходит, представьте, что воспоминания — это дорога. Чем чаще ею пользуются, тем она становится шире и заметнее. И наоборот, если дорога заброшена, ее сложно обнаружить. Вспоминая что-то регулярно, мы прерываем процесс забывания.

Факты:

  • За короткий промежуток времени мы забываем около 70% только что услышанной или прочитанной информации.
  • Чтобы укрепить знания, полезнее постараться их вспомнить, чем перечитать материал несколько раз.
  • Если пройти тест по пройденной теме сразу после изучения материала, через неделю получится вспомнить на 50% больше.

Как использовать:

  • Повторите. В ходе экспериментов было доказано, что полезно прерываться во время изучения нового материала и повторять про себя кратко то, что вы уже узнали. Когда вы тратите около 60% времени на повторение, вы запоминаете максимум информации. Прочитали главу, сделайте паузу и спросите себя: «Что я только что узнал(а)? О чем этот текст?». Проверьте, все ли вы запомнили, и только после этого переходите к следующей главе.

  • Пройдите тест. Тест после изучения какой-либо темы помогает больше запомнить и лучше усвоить материал. Именно поэтому вы выполняете тесты после каждой главы наших программ и курсов. Если есть возможность, отвечайте на вопросы теста не сразу, а через некоторое время, хотя бы через 3-4 часа или полдня после занятий. Так вам будет сложнее вспомнить новый материал, но информация в итоге усвоится лучше. Чем больше умственных усилий тре¬буется для припоминания, тем эффективнее.

  • Придумайте вопросы. Если вы изучаете какую-то тему самостоятельно, замените тест вопросами, которые удобнее всего придумывать в процессе припоминания. Прервитесь, повторите, что узнали, придумайте вопросы, запишите их и двигайтесь дальше. В конце сеанса обучения прочитайте полученный список и дайте ответ по каждому пункту. Обычно на подобного рода проверки не хочется тратить время: нам кажется, что мы и так все помним. Однако доказано, что люди нередко переоценивают свои знания. Чтобы не попасть в ловушку этой иллюзии, отвечайте на вопросы полностью и делайте это письменно. Если вам неинтересно составлять вопросы, запишите 10 фактов по теме, о которых вы не знали до ознакомления с материалом, а перед следующим занятием постарайтесь их вспомнить. Даже если у вас не получится, и придется вернуться к пройденному материалу, вы усвоите его лучше, чем без этих попыток. Старания по припоминанию делают знания долговременными и ускоряют доступ к ним в будущем.

Осмысление

Хорошо ли мы усвоим новую информацию, зависит от того, получится ли связать ее с уже имеющимися знаниями и опытом. Например, изучать бухгалтерский учет проще тем, кто уже представляет процесс движения денег в компании. Соотнесение новых знаний с уже усвоенными называется осмыслением. Чем больше связей при этом удается построить, тем проще вспоминать изученный материал. Поэтому по мере погружения в новую тему учиться становится легче, так как увеличивается количество мостиков, которыми можно укрепить новые знания.

Факты:

  • Запомнить практически неограниченный объем знаний возможно, если регулярно соотносить новую информацию с тем, что уже известно.
  • Знание хранится в памяти тем дольше, чем лучше оно укоренено. Для этого оно должно быть глубоко и всесторонне понятым, иметь практическое значение или яркую эмоциональную окрашенность и быть связано с другим знанием.
  • На зачете студенты получают более высокие оценки (в среднем на полбалла) за темы, по которым формулируют понятия и придумывают примеры самостоятельно, а не только конспектируют за лектором.

Как использовать:

  • Объясните другу. Самый простой способ осмыслить новую информацию, постараться объяснить ее своими словами. И лучше не себе, а кому-то другому. Для этого придется извлечь из памяти важнейшие моменты, самостоятельно их сформулировать, объяснить, почему они значимы, придумать примеры и яркую метафору, которая поможет другу вникнуть в новый материал. Когда мы пытаемся что-то объяснить другому человеку, то сами начинаем лучше разбираться в этой теме.

  • Запишите, чтобы запомнить. Подход «запиши, чтобы запомнить» помогает лучше усваивать информацию. Фишка в том, чтобы не просто составить конспект, но переосмыслить материал: изложить его своими словами, соотнести с уже изученным, привести другие примеры или даже изобразить в виде схемы. Это рассуждение на тему в письменной форме. Позанимались неделю — опишите то, что узнали, ответив на вопросы: «Какие ключевые идеи можно выделить в изученном материале? Как они взаимодействуют между собой? Какими примерами их можно подкрепить? Как все это связано с тем, что я уже знаю?». Нарисуйте схему. Пока вы пишете, вы лучше осмыслите полученную информацию и превратите ее в глубокие знания.

Консолидация

Большая часть информации, которую мы узнаем, быстро забывается, так как не успевает отложиться в долговременной памяти, прежде чем оказывается вытеснена из кратковременной, объем которой ограничен. Процесс перехода новых знаний из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Мозг обобщает полученные сведения и встраивает их в имеющуюся структуру знаний. На эту работу требуется время. Поэтому информацию полезнее изучать небольшими порциями, так у вас получится лучше ее усвоить.

Факты:

  • Области мозга, ответственные за консолидацию, активны в основном во сне, поэтому между одной порцией информации и другой должны пройти хотя бы сутки.
  • Ученые доказали, что интенсивное обучение, когда вы за 1-2 дня получаете большой объем концентрированной информации по какой-либо теме, не работает.
  • Группа студентов-медиков, которая прошла курс по микрохирургии мелких сосудов за один день, уступила в знаниях группе, которая училась в течение месяца по той же программе. Во время проверочной операции на крысах студенты, которые учились интенсивно, возились дольше, совершали много лишних действий, а 16% и вовсе повредили сосуды и не смогли завершить операцию.

Как использовать:

В отличие от припоминания и осмысления сознание не участвует в процессе консолидации. Мы можем лишь создать благоприятные условия для протекания этого процесса, чтобы усвоение информации проходило эффективнее:

  • Усваивайте информацию небольшими порциями. Старайтесь распределять нагрузку равномерно. Мы советуем нашим студентам уделять программе или курсу около двух часов в день. Кажется, что можно проигнорировать этот совет, а потом наверстать упущенное, просидев всю ночь или половину выходного, но эффективность такого обучения будет гораздо ниже, а знания быстро выветрятся из головы.

  • Высыпайтесь. Наиболее активно консолидация проходит во сне, так как в это время мозгу не нужно отвлекаться на внешние раздражители и задачи. Поэтому, чтобы лучше усвоить материал, не жертвуйте сном ради других занятий, а наоборот, поспите подольше после активных умственных нагрузок. Не зря говорят, что утро вечера мудренее. На следующий день мы уже по-другому воспринимаем полученные сведения, так как за ночь мозг успевает консолидировать новые знания и уложить их в общую систему.

Напоследок еще один интересный факт. Многие стараются упростить процесс обучения, предполагая, что чем проще учиться, тем лучше. Однако исследования показывают обратное: знание, которое дается с трудом, лучше откладывается в памяти. Вспоминайте это всякий раз, когда столкнетесь с трудностями, и продолжайте развивать умение учиться, опираясь на открытые учеными особенности функционирования мозга. Эффективного вам обучения и глубоких знаний!


Рассказать друзьям:


Программы и курсы City Business School

MBA General

Степень MBA, программа
двойного диплома

MINI-MBA Professional

Программа профессиональной
подготовки, 2 диплома

Директорские
программы

Программы для директоров
и ТОП-менеджмента

Профессиональные курсы

Выбор из более 140 курсов
разных бизнес-направлений