ГлавнаяБаза знаний CBSБизнес-модели стартапов: зачем нужны и как их построить

Бизнес-модели стартапов: зачем нужны и как их построить

Грамотно разработанная бизнес-модель стартапа может привлечь инвесторов, готовых вложиться в новый продукт
Бизнес-модели стартапов: зачем нужны и как их построить

Даже гениальная идея для стартапа не станет успешной, если у вас нет бизнес-модели. Именно грамотно разработанная бизнес-модель стартапа может привлечь инвесторов, готовых вложиться в новый продукт.

В этой статье разберем:

Как выбрать модель для своего стартапа

Прежде чем выбирать оптимальную бизнес-модель, определитесь с тем, как вы будете создавать и доносить ценность вашего продукта до клиентов. Для этого подробно распишите свой проект по блокам, используя схему Александра Остервальдера, известного швейцарского бизнес-консультанта:

1-й блок. Сегменты клиентов. Определите целевую аудиторию, на которую рассчитан продукт, выявите самый важный сегмент клиентов (по полу, возрасту, интересам, географии проживания, частоте покупок и пр.).

2-й блок. Ценностное предложение. Опишите, какие проблемы клиента решает продукт, какую ценность продукт дает потребителю, какой именно набор продуктов вы будете предлагать каждому сегменту клиентов.

3-й блок. Каналы взаимодействия. Выберите каналы, по которым вы будете доносить до клиентов свое ценностное предложение.

4-й блок. Способы выстраивания взаимоотношений с клиентами. Это может быть, например, формат самообслуживания, взаимодействие через сообщество в интернете, обслуживание клиента персональным менеджером.

5-й блок. Потоки доходов. Определите ту ценность, за которую люди будут готовы платить, решите, какими способами вы будете монетизировать товар или услугу.

6-й блок. Ключевые ресурсы. Перечислите те ресурсы, которые понадобятся для создания продукта и получения прибыли от его реализации. Например, материальные, интеллектуальные, человеческие ресурсы.

7-й блок. Ключевые виды деятельности. Опишите основные процессы, необходимые для функционирования бизнеса: производство, решение проблем клиентов, управление онлайн-платформой и пр.

8-й блок. Ключевые партнеры. Определите сторонние организации, которые будут участвовать в функционировании бизнеса: поставщиков, дилеров и пр.

9-й блок. Затраты. Составьте перечень расходов, связанных с бизнес-процессами (производство, маркетинг, персонал).

Когда вы заполните все блоки, у вас получится наглядная концепция стартапа, опираясь на которую вы сможете выбрать основную и вспомогательные бизнес-модели.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Модели для эффективной монетизации стартапа

Когда вы поймете, кто ваш клиент и как донести до него ценность вашего продукта, у вас получится создать уникальную бизнес-модель, в которой будут сочетаться несколько моделей монетизации. В последние несколько лет как наиболее успешные зарекомендовали себя следующие модели:

  • Подписка. Клиенты вносят периодическую плату за доступ к продукту или услуге. Яркий пример удачной бизнес-модели стартапа по подписке — Netflix, компания, предоставляющая доступ к сериалам и фильмам за определенную оплату.
  • Freemium. Бесплатная работающая версия продукта предоставляется любому человеку, улучшенная версия — тем, кто готов ее оплачивать. По этой модели работают Skype, Яндекс.Музыка.
  • Управление данными о пользователях. Эта модель характерна для соцсетей — люди пользуются продуктом бесплатно, а бизнес монетизируется за счет рекламы.
  • Аукцион. Товар продается покупателю, который предложит максимальную цену. Так работает eBay.
  • Электронная коммерция. Реализация традиционных товаров и услуг через интернет-каналы.
  • Free to play. Эта бизнес-модель предназначена для монетизации компьютерных игр: игра доступна бесплатно для всех, но для получения особых бонусов игрокам приходится платить.
  • Оплата по желанию. Потребители платят за продукт столько, сколько сочтут нужным.
  • Software as a Service — клиент оплачивает доступ к программному обеспечению в режиме онлайн. Эту бизнес-модель использует Битрикс24.
  • Lock-In. Основной продукт продается за невысокую цену, а дополнения к нему — по более высокой стоимости. Например, бритвенные станки и лезвия к ним.
  • Краудфандинг. Проект финансируется большим количеством людей, взамен они получают эксклюзивные преимущества, связанные с проектом.

Финансовая модель стартапа

Отдельно стоит отметить финансовую модель, которую необходимо составить для оценки жизнеспособности стартапа, привлечения инвестиций, управления финансовыми ресурсами.

Финансовая модель включает в себя следующие компоненты:

  • Отчет о прибылях и убытках. Показывает доходы, расходы и прибыль компании за определенный период.
  • Баланс. Показывает активы, обязательства и собственный капитал компании на конкретную дату.
  • Отчет о движении денежных средств. Показывает приток и отток финансов компании за определенный период.

Выбор бизнес-модели напрямую связан с успехом стартапа. Составляйте наиболее подходящую модель с учетом ценности продукта для клиентов, и тогда ваш проект сможет превратиться в стабильный, успешно развивающийся бизнес.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School