ГлавнаяБаза знаний CBS5 сценариев применения Big Data в бизнесе

5 сценариев применения Big Data в бизнесе

Инвестиции окупятся, если бизнес грамотно использует накопленные данные
5 сценариев применения Big Data в бизнесе

Ежегодно крупные корпорации собирают и обрабатывают огромное количество информации, на это уходят миллиарды долларов. 

Да, говорят, что тот, кто владеет информацией, владеет миром, но тут важную роль играет не накопление данных, а их использование. 

Что такое «большие данные»

Big Data — это огромный объём информации, массив, который можно обработать только компьютерной техникой. Используется для статистики, прогнозирования и принятия решений и обладает тремя исходными характеристиками: многообразием, объёмом и скоростью обработки и прироста.

Источников таких массивов множество. Это непрерывно работающие измерительные приборы, сотовые операторы, устройства видеорегистрации и другое оборудование.

Сам термин получил распространение с лёгкой руки редактора журнала Nature Клиффорда Линча, который поднял связанные с Big Data вопросы в своём издании в 2008 году.

С 2013 обработку больших данных стали вводить в качестве дисциплины в ряд программ вузовского образования, связанных с инженерией и вычислительной техникой.

Сценарии применения Big Data в бизнесе

Стоит ли компаниям вкладываться в сбор информации? Это реально дорогостоящее удовольствие, но инвестиции окупятся, если бизнес грамотно использует накопленные данные. 

Поддержание и улучшение репутации бренда

Здесь важен анализ опыта взаимодействия клиентов с вашим товаром, что позволит улучшать продукт. А сделать это проще всего через отзывы.

Вдумайтесь в эту цифру: 90% потенциальных клиентов, прежде чем сделать покупку через интернет, читают комментарии предшественников. И многие готовы отказаться от сделки, если у предыдущих покупателей был негативный опыт с этим товаром или продавцом.

Аналитика Big Data не только поможет найти отзывы в разных источниках, но и составить перечень сильных и слабых характеристик продукта, проанализировать аналоги от конкурентов, правильно подготовить и провести рекламную компанию. 

Например, однажды автомобильный гигант Toyota изучил комментарии клиентов и обнаружил, что есть большой незакрытый спрос на запчасти к старым моделям, которые сняты с производства. Было принято решение возобновить выпуск деталей, что позитивно сказалось на имидже и доходе компании. 

Российские продавцы и агрегаторы тоже вовсю используют отзывы. Взять хотя бы политику маркетплейса Озон, когда клиенту в первую очередь показываются товары, у которых больше положительных оценок. 

Поиск тенденций

Если анализировать множество данных, становятся заметны закономерности поведения покупателей. Появляется возможность связать покупки со временем, местом, полом, возрастом, предпочтениями и вкусами потребителей.

Не нужна статистика, чтобы понять, что зимняя одежда покупается в основном в конце осени, это логично и понятно. Но огромный пласт неочевидных выводов скрыт от нашего восприятия, пока аналитики не предоставят отчёты, в которых будут видны тенденции и закономерности.

Зная предпочтения потребителей и время  их реализации, легче планировать рекламные кампании сопутствующих товаров, предлагать заменители, проводить акции в правильный момент времени и в нужном месте.

Также можно найти идею новых продуктов и сервисов, которые попадут в потребности аудитории и будут пользоваться спросом.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Оптимизация контента

Здесь решается задача привлечения и удержания клиентов.

Просмотр аналитики взаимодействия потребителей с сайтом позволит улучшить контент. Так построены, в частности, рекомендательные системы: они изучают, что уже смотрит человек, и предлагают нечто подобное или дополняющее. Хороший пример — лента Дзен или соцсети.

Персонализация рекламы

Есть исследование Edelman и Accenture, согласно которому 80% потребителей предпочтут приобрести товар там, где получат персональное предложение.

Этот вывод чрезвычайно полезен для маркетолога и продавца.

Аналитика Big Data позволит сегментировать аудиторию, составить портрет покупателя и создать индивидуальную рекламу. Причём лучше опираться не на декларируемые интересы человека, например, какие сайты он посещает и что ищет, а на реальные действия —  оплаченные покупки. 

Предположим, пользователь листает достопримечательности Кипра. Не факт, что он планирует туда поехать. Возможно, это копирайтер, пишущий статью, или студент, нуждающийся в  красочных примерах для курсовой работы, или дизайнер, который ищет вдохновения. Поэтому реклама отелей может не дать результата. Другое дело, если человек уже внёс бронь за авиабилеты.

Мерчендайзинг для e-commerce

Также, как и в реальном магазине, в сети люди переходят с одной категории товаров на другую, просматривают варианты, проводят некоторое время на площадке продавца.

Big Data поможет проанализировать поведение потребителей на сайте, выявить слабые места, создать персональные предложения и делать прогноз спроса на группы товаров.

Например, американская торговая сеть Walmart пользуется поисковиком Polaris, в основе которого Big Data, и это увеличивает покупки на 10-15%.

Компании типа Netflix, Procter & Gamble, Coca-Cola давно делают прогнозы спроса с помощью аналитики Big Data. Предполагается, что в будущем применение больших данных  в маркетинге и бизнесе расширится.

Но не будем забывать о проблемах, которые придётся решить на этом пути: утечки информации, право пользователей на приватность, необходимость огромных вычислительных мощностей. Однако корпорации понимают: игра стоит свеч.

Автор: Ирина Иткинд

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School