7 известных бизнесов, которые родились случайно
90% стартапов проживают не дольше года, 3-5% работают около 3 лет, и оставшаяся часть уже держит рынок.
Возможно, те, кто терпит поражение, просто останавливаются за пару шагов до успеха или не замечают открывающиеся возможности? Расширить горизонты видения бизнеса помогает стратегическое мышление и современные инструменты управления.
Для многих людей смена курса — признак слабости. Это равнозначно признанию, что человек сам не понимает, что делает. Но кто не рискует, тот не пьёт шампанского?
Google, Apple, SpaceX, Facebook (Meta) — все эти проекты начинались как эксперименты. Идеи изначально казались сумасшедшими, но их основатели рискнули и дали жизнь миллионным бизнесам.
А вот и ещё 7 примеров, что за деньгами достаточно протянуть руку чуть в сторону.
1. Groupon
Как социальная сеть для активистов стала сервисом коллективных скидок, охватившим 45 стран?
Изначально проект назывался The Point. Он нацеливался на объединение людей вокруг определённого действия.
Однажды пользователи сделали совместный заказ, чтобы получить скидку. Основатель платформы Эрик Лефкофски заметил их активность, и с 2008 года Groupon начал работать в Чикаго. Остальное мы знаем.
2. Twitter
Изначально Twitter был маленьким сайд-проектом компании Odeo. Он использовался как SM-сервис для небольшой группы сотрудников. Прессе и инвесторам проект не был интересен, несмотря на поддержку CEO Эвана Уильямса.
Вот что писал TechCrunch о нем десять лет назад :
«Что эта компания делает для того, чтобы их предложение было привлекательным? Как их акционеры относятся к таким сайд-проектам, как Twttr, когда их основной продукт — полнейшая скукота? Только дизайн разве что хорош».
15 июля 2006 года, после выхода статьи о запуске мессенджера Twitter, на проект обрушились сотни скептиков:
«Он НИКОГДА не станет популярным».
Если вы вдруг не заметили, автор выделил заглавными буквами: «НИКОГДА». Классика.
Тогда многие и представить не могли, что основатели Odeo построили новый бизнес, который изменит способ коммуникации в интернете.
3. Oculus
Все мы слышали о компаниях, первый офис которых был в гараже: Apple, Amazon, Google, HP.
И Oculus.
После трудного рабочего дня в Университете штата Калифорния Палмер Лаки шёл в гараж, чтобы попытаться построить будущее виртуальной реальности.
Когда удалось запустить успешную кампанию на Kickstarter, Лаки ушёл с работы, бросил учёбу, продал Oculus компании Facebook за $2,4 млрд и получил $400 млн — реальными деньгами, а $2 млрд — в акциях Facebook (ещё до того, как соцсеть стала популярной).
4. GitHub
Всё началось с домена, дешёвого сервера из Slicehost и некоторого биржевого искусства.
До того как стоимость компании GitHub выросла до $1 млрд, её основатели Крис Ванстрас и PJ Хиетт занимались созданием веб-сайтов для портала, посвящённого компьютерным технологиям.
Вносить изменения в коды было сложно и долго, поэтому они запустили собственное хранилище данных, работая ночью и в выходные. На сегодняшний день проект насчитывает 20 млн пользователей.
5. Instagram
Вы когда-нибудь слышали о Burbn — приложении для любителей виски, позволявшем чекиниться в разных местах и постить фото со своих встреч? Его подписчики пользовались возможностями платформы только наполовину — делились своими самыми яркими кадрами.
«Что получилось из Бурбона: Instagram позволяет быстро размещать красивые фото в соцсети»
Тогда основатели решили запустить приложение только для обмена фотографиями.
А вот и комментарий человека, который поначалу не оценил идею:
«Даже если у них отличные фильтры, разве нам нужно ещё одно приложение, которое делает фото чуть более интересными? Это не то приложение, чтобы «делиться моментами жизни». Само это выражение пахнет типичным маркетингом Кремниевой долины. Вот у меня есть действительно классная идея: почему бы инвесторам не вкладывать в реальные бизнес-модели, которые обеспечивают создание долгосрочных ценностей для нашей экономики?»
Жизнь расставила всё по своим местам. В первый же день в приложении зарегистрировалось 25 000 человек, а сейчас Инстаграмом ежемесячно пользуются около 800 млн человек по всему миру.
6. Twitch
Изначально социальная видеоплатформа для геймеров Twitch называлась Justin.tv. Она позволяла круглосуточно следить за жизнью основателя Джастина Кана.
Однако как только сервис дал возможность вести прямые трансляции каждому, случилось волшебство.
На Twitch появилось большое количество разделов, среди которых гейминг стал небольшим ответвлением. Возможность играть и стримить людям понравилась. Тогда стало понятно, в каком направлении следует развиваться.
7. Slack
Основатель Стюарт Баттерфилд на протяжении десяти лет был одержим желанием создать игру. Но, когда набрал популярность его последний сайд-проект Flickr, ему пришлось отвлечься от этой идеи.
Когда стало ясно, что игры не получится, Стюарт переключился на маленький инструмент для общения, созданный внутри команды. Slack стал быстро развивающимся стартапом — всего за год и три месяца стоимость его выросла до $1 млрд.
Что общего у всех этих успешных компаний
В какой-то момент их создатели задумались: «Что нужно именно мне? А что нужно пользователям?»
Начинайте с малого и посмотрите, работает ли ваша идея. Сайд-проекты — отличный способ прощупать почву перед тем, как серьёзно заняться следующим направлением.
Здесь важен момент, и если вы уверены, что в голову пришла дельная мысль о будущем бизнесе, — почему бы не попробовать?
Автор: Ирина Иткинд