Семь ошибок начинающих руководителей. Советы опытного управленца
Как не сделать роковых шагов к провалу, если руководить доверили впервые? Возьмите на вооружение популярные советы молодым руководителям с комментариями Марины Кирилиной, генерального директора независимого арт-проекта MediaNovation.
Наши студенты, поднимаясь по карьерной лестнице, часто становятся руководителями разного уровня. А быть хорошим руководителем – это совсем не то же самое, что быть хорошим специалистом. В Сети можно найти очень много советов начинающим управленцам, но всегда хочется знать мнение реального практика. Поэтому мы взяли одну такую статью, посвященную ошибкам молодых руководителей, и попросили Марину Кирилину, генерального директора независимого арт-проекта MediaNovation, прокомментировать ее с высоты своего 15-летнего управленческого опыта (комментарии Марины выделены курсивом). Итак, начнем.
Руководство людьми – вероятно, самая сложная из всех управленческих наук. Порой так хочется воскликнуть: «Урри, ну где же у него кнопка?» Как подстелить соломку? Как не сделать роковых шагов к провалу, если руководить доверили впервые? Давайте разбираться.
Ошибки в начале карьерного пути неизбежны практически у всех руководителей. Однако главная опасность здесь в том, что новоиспеченный босс может совершенно не замечать собственные промахи. Какие?
1. Я такой же, как и вы
Еще вчера вы вместе просиживали все вечера в маленьких кафешках, а сегодня уже должны размахивать указкой и строить в ряд по стойке смирно своих друзей-товарищей. А ведь так хочется оставаться идеальным другом – понимать, прощать и «входить в положение». Это прекрасно, когда должность не меняет человеческой сути, и вы остаетесь все таким же душкой. Но с подобной миротворческой позицией можно легко наткнуться на панибратское отношение к себе, а корпоративные собрания превратить в дружеские посиделки. Сохраняйте субординацию — не обязательно портить дружбу рабочими выяснениями отношений, но и делать постоянно скидку на теплые отношения с подчиненными, спуская на тормозах недочеты «друзей»-коллег, нельзя.
Руководитель-друг: что может быть абсурднее? Часто мы сами под себя закладываем эту мину замедленного действия. Дружба и работа – понятия несовместимые. Приходить на работу дружить не стоит. Я много раз за свою карьеру видела такие примеры, когда руководитель попадал просто в отчаянные ситуации и практически делал всю работу сам. Вчерашние друзья не торопились ему помогать.
2. Дворцовые перевороты
Когда в зрелый коллектив, с давно установленными правилами и негласными законами, врывается «свежая кровь», то часто почти с порога начинает ломать все сложившиеся традиции. Революционные процессы, даже если они в далеком будущем окажутся к лучшему, вызывают стресс и отторжение у большинства людей. Если нововведения неизбежны, то для начала хотя бы постарайтесь объяснить их необходимость своим подчиненным, чтобы реорганизация не выглядела варварским захватом власти.
Этот совет не привел бы к власти Екатерину II, а если серьезно, то ковровые бомбардировки и зачистки устраивать все-таки не стоит. Однако всегда есть «но». В данной ситуации «но» будет говорить нам о том, что стоит действовать по обстоятельствам. Если в вашем распоряжении коллектив, который давно превратился в сонное болото, где ИТ-отдел приходит на работу играть в «танчики» по сети, то в данной обстановке идти эволюционным путем означает, что система начнет вас же и пожирать.
Система не терпит изменений. Особенно это характерно для компаний функциональной структуры, которые раньше были, например, министерствами или госведомствами. Когда кто-то из моих коллег попадает в подобную ситуацию, я всегда искренне желаю удачи, так как тут уже кто кого: либо система новичка, либо действительно революция необходима для жизни компании, и тогда есть шансы, что система отступит.
3. Самый умный
Подобной переоценкой страдают не только новички-руководители, но и маститые лидеры власти. Даже не разбираясь в способностях подчиненных, они правят в компании под девизом «Никто, кроме меня, не знает, как надо правильно работать». Рассудок «осведомленных во всех сферах» руководителей затуманен «всезнанием» так, что они умудряются давать советы даже тем специалистам, о специфике работы которых не имеют ни малейшего представления. Не забывайте, что каждый должен заниматься своим делом, и не только вы стремитесь сделать карьеру, трудиться в той области, которая нравится, и получать за это деньги, но и многие из ваших подчиненных заинтересованы в том, чтобы проявлять инициативу и брать на себя ответственность за то, что делают. Поощряйте инициативу, ставьте интересные задачи и доверяйте профессионалам, ведь выращивать лидеров — полезное и выгодное дело.
Тут стоит добавить, что правильная декомпозиция задач – основа успеха любого проекта. Команда ценит руководителя, если он уважает каждого ее члена. Донесите до своих сотрудников одну простую мысль: вы позвали в команду настоящих профессионалов, которых цените, и готовы опираться на их мнение.
4. Личный пример
Если одни руководители любят лезть абсолютно во все дела, то другие кидаются в противоположную крайность — пускают все на самотек: «Вроде все работает само по себе — и хорошо. А я — начальник, мое дело — собирать урожай и контролировать всех и вся». А ведь многое в компании, от корпоративной культуры до успехов, зависит именно от руководителя. Даже приучить подчиненных к порядку сложно, если сам руководитель постоянно оставляет мусор за собой. И трудно привить любовь к общему делу и заразить энтузиазмом, если руководитель — эталон лени и безалаберности.
Личный пример – наверное, одна из самых важных составляющих успеха проекта. Стоит еще добавить такой совет: по-хорошему влюбляйтесь в то, чем занимаетесь. Руководитель, который не любит то, чем он занимается, вряд ли сможет сплотить вокруг себя команду единомышленников. Находите творчество даже там, где, казалось бы, его нет. Принимайте скучные проекты как вызов!
5. Тотальный контроль
Молодой руководитель иногда склонен сомневаться в надежности сотрудников, делая ставку на шпионские методы. Камеры в офисах, программы слежки за персональными компьютерами, контроль времени прихода и ухода на работу, чуть ли не ежедневный отчет-допрос о проделанной работе… Словом, тотальный контроль вместо того, чтобы просто наладить доверительные и уважительные отношения, беседуя с подчиненными. Такой атакой контроля боссы добиваются лишь негативной реакции со стороны персонала.
В целом верно, но ведь часто бывает, что данным шпионским арсеналом уже оборудован офис, и «слежка» ведется и за вами в том числе. К сожалению, часто подобные меры бывают оправданны. Поэтому, если вы работаете в таком месте, ищите баланс. В паранойю, конечно же, ничего превращать не следует.
Я приведу пример одной крупной торговой компании, где дополнительные меры контроля были применены к служащим вынужденно, т.к. внизу под офисами располагался магазин, и входить в торговый зал работники могли через черный ход. Всем известно, что процент воровства товара с прилавков самими же работниками очень высок, и в магазинах воруют не только посетители, но и служащие. Так как очевидно, что соблазн взять товар еще и со склада в данном случае был очень велик, то предпринятые меры по дополнительной безопасности были вполне обоснованы.
6. Мои любимчики
Завоевать доверие всего коллектива разом для молодого шефа — почти непосильная ноша, поэтому начинающий босс часто выбирает себе одного-двух любимчиков, которые и начинают играть роль «своих людей» в команде. Свои люди – это, конечно, хорошо, но грамотный руководитель не станет заводить любимчиков по принципу знакомства или с кем проще найти язык и кем проще манипулировать. Преимущества обычно имеют те работники, которые проявляют себя как истинные профессионалы.
В своей многолетней практике никогда не видела такого, чтобы руководитель никого не выделял. Обаяние, умение общаться и выстраивать отношения – это не всегда то же самое, что манипулировать.
Сложный и, скорее всего, на практике не применимый совет. Тут стоит еще раз вспомнить, что на работе дружить опасно, на работу все приходят работать. Нас окружают коллеги, а не друзья.
7. Запрет на критику
И на солнце бывают пятна, и боссы бывают не правы. Особенно молодые и неопытные, которые почти на ощупь пробивают себе дорогу к карьерным вершинам. В этом деле умение признавать свои ошибки и адекватно воспринимать конструктивную критику очень важно и ценно. Ведь только так можно расти в профессиональной сфере, постоянно совершенствуя свои навыки и работая над ошибками прошлого.
Ключевое слово в этом совете – это конструктивная критика, умение вывести негативную ситуацию и конфликт в русло диалога. Вот этому следует уделять много внимания любому руководителю, а не только молодому и начинающему. Не бойтесь выслушивать мнения, которые противоположны вашему!
Конечно, по-настоящему научиться управлять можно только накопив достаточно опыта и собрав свой собственный чемодан ошибок. Однако хочется верить, что приведенные советы с комментариями опытного руководителя помогут студентам и всем начинающим управленцам обойти самые большие и тяжелые грабли.
Автор: Марина Кирилина