Бизнес-план: 7 частых ошибок
Как написать программу развития бизнеса, чтобы получить от инвестора деньги, а не от ворот поворот.
По скучному определению из словаря, бизнес-план — это программа осуществления действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Стартапы и компании пишут бизнес-планы для инвесторов и для себя любимых, когда хотят чётко структурировать ответ на главный для бизнеса вопрос: «А что дальше-то?»
Создать годный бизнес-план не так уж и просто. Неудивительно, что большая часть этих планов не стоит даже той бумаги, на которой они напечатаны. Давайте узнаем, как написать бизнес-план, который понравится инвесторам, партнёрам, сотрудникам компании и вам самим, разобрав самые частые ошибки в его составлении.
1. Куда поставить запятую?
Орфография, пунктуация и умение правильно выстраивать предложения (не как мастер Йода) — реально важные составляющие бизнес-плана. Инвесторы не ждут от вас сюжетов и описаний в стиле Достоевского, но корявый язык и расставленные наугад знаки препинания могут заставить его усомниться в серьёзности ваших намерений. И в возможности вести бизнес: в нём всё-таки тоже нужно будет обращать много внимания на детали.
2. О чём эта глава?
Ничто так не раздражает серьёзных бизнесменов-инвесторов, как бизнес-план, в котором нет ни содержания, ни заголовков, ни пояснений к графикам и рисункам. Чтобы разобраться в таком бизнес-плане, человеку придётся потратить лишнее время. А зачем, если можно посмотреть план других? Всё-таки желающих получить деньги для своего бизнеса пруд пруди.
3. А где про маркетинг?
Клиенты, продукты, услуги, маркетинг, финансы, команда и конкуренты — вот минимум вопросов, которые должен решить ваш бизнес-план. Забыв написать про рынок конкурентов или финансовые прогнозы, вы можете забыть и о финансировании от инвестора. Такой бизнес-план считается неполным.
4. Что случилось с вашими конкурентами?
Когда вы пишете, что у вас нет конкурентов, вы врёте и инвестору, и себе. Такого просто не может быть. Конкуренты могут быть не только прямыми, но и косвенными. Мы бы отправили вас тщательнее изучать рынок ваших товаров или услуг. А вот инвестор не стал бы париться и отправил бы вас в другое место.
5. Вы правда работали в зоопарке?
Излишние подробности в бизнес-плане не интересуют инвестора. Ни нагромождение технических терминов, ни ваша биография, начинающаяся с истории о том, каким умным ребёнком вы были в детстве. Его интересует, сможет ли ваш бизнес приносить больше денег.
6. Десять миллиардов за месяц?
Бизнес-план состоит из большого количества предположений. От количества выпускаемой продукции до возможной прибыли. Эти числа не берут из головы — каждое рассчитывается и доказывается. Если вы внесёте в план нереальные и необоснованные предположения, таким же нереальным будет ваш шанс получить деньги от инвестора.
7. Вы точно знаете, что такое бизнес-план?
Это не совсем план. Скорее, обзор положения бизнеса в данный момент, в краткосрочной перспективе и в долгосрочной. Между этими этапами должны быть расписаны шаги, необходимые для выхода на новый уровень. Так что любая статистика, аналитика и другая информация в вашем плане должна помогать инвестору понять, куда и как вы собираетесь двигаться. Вы же собираетесь?
Для инвестора идеальный бизнес-план тот, что хорошо и чётко написан и объясняет, как и откуда придут деньги и рост компании. Для того, кому нужны инвестиции, идеальный бизнес-план тот, что одобрен инвестором. Но без первого второй получается намного реже.