ГлавнаяБаза знаний CBSЧто будет с бизнесом, если видеть в сотрудниках детей

Что будет с бизнесом, если видеть в сотрудниках детей

Управление в организации предполагает равноценный диалог взрослых, но на практике паритет достигается редко

Любой начальник хочет видеть у себя в подчинении ответственных людей. А ещё, чтобы они выполняли свои обещания, были аккуратны, слушались руководителя и хорошо учились работали. 

Но точно ли здесь подразумевается деловая сфера? Складывается впечатление, что речь идёт об отношении пап и мам к своим детям. 

В известной книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» представлены примеры типичного поведения взрослых, взявших на себя определённые роли: одни ‒ родителей, другие ‒ детей. 

Да, внутри любого из нас живёт ребёнок, и хочется научить это дитя жить правильно. И правильно работать. 

Управление в организации предполагает равноценный диалог взрослых, но на практике декларируемый паритет командных отношений достигается редко. Чаще руководитель воздействует на сотрудников с позиции родителя. При этом подчинённые, включаясь в игру, приобретают все признаки детского поведения: лень, забывчивость, инфантилизм, рассеянность и наивность.

Рассмотрим типичные примеры такого взаимодействия. 

“Я сказал!”

Директивный стиль управления ‒ самое яркое проявление роли “отца”. Руководитель выдаёт приказы и распоряжения, которые не обсуждаются. Потому что “начальник всегда прав, а если он не прав, то см. п. 1”.

При таком менеджменте босс с командой ничего не согласовывает, меняет правила непредсказуемо и хаотично исходя из личных побуждений и настроения. Поэтому инициатива сотрудников остаётся невостребованной, и в конечном счёте про неё можно забыть.

При такой организации не будут работать даже подробные внутренние правила и инструкции. Потому что они создаются лично «отцом семейства», без учёта реальных процессов в организации. 

Такой начальник считает, что разбирается во всём лучше всех. Но эта позиция приводит только к ускорению управленческого ступора: никто ничего не будет делать без пинка, потому что бессмысленно и опасно. И как результат ‒ эффект выученной беспомощности у сотрудников. С невозможностью что-то им делегировать даже при огромном желании.

Также происходит и у родителей, сначала пресекающих любую инициативу своего ребёнка, а потом удивляющихся его лени и несамостоятельности.

Маленькие взрослые

Противоположность директивному управлению ‒ видеть в сотрудниках (или детях) равных. Здесь ведутся непонятные разговоры со сложной лексикой и постоянными отсылками к ещё несуществующему опыту.

Это напоминает чтение и анализ произведений классиков в школе. Взрослые опытные люди написали некие истории под влиянием страстей и пороков, а детей заставляют это “анализировать”, несмотря на то, что у них подобного опыта нет. Причём зубрёжка анализа таких произведений, сделанного другими взрослыми, тоже не приносит понимания.

Вот и некоторые начальники ведут себя так же. Они отрицают институт наставничества и с порога начинают общаться с новичками на уровне опытных профессионалов. А потом злятся на их ошибки и непонимание “простых” объяснений. И самое главное ‒ ожидают от рядовых сотрудников мотивации к работе, как от соучредителей.

Здесь важно понимать, что ни дети, ни тем более сотрудники не являются нашими копиями. Да и не должны быть таковыми. Абсолютно нормально, что есть много отличий, но игнорировать их ‒ вот это ненормально.

Папа занят

Самый простой способ закрыться ото всех ‒ постоянная занятость чем-либо. Дефицит «доступа к телу» неизмеримо увеличивает его ценность. А ещё это базовый принцип прокрастинации: не важно, чем ты занят, но лишней минутки нет. 

Реальной помощи и поддержки при таком управлении нет. Все сами по себе и иногда пересекаются.

“Сын маминой подруги”

Он эталон всего и постоянно ставится в пример. Только делается это вовсе не для того, чтобы ребёнок стал таким же. 

“Вот Серёжа снова получил медаль на соревнованиях. Какой он молодец! А ты в кого такой никчёмный уродился?”

У сотрудников, выслушивающих подобные демотивирующие изречения от своих начальников, как и у “не Серёжи” пропадает желание делать даже то, что у них хорошо получается. Причём в ситуации постоянного незримого присутствия “Серёжи”, даже если его удастся превзойти, всё будет списано на случайность, и бесконечная гонка не прекратится.

Наша звёздочка

Некоторые родители и начальники полны энтузиазма и решимости вырастить своих чемпионов самостоятельно.

И никаких поблажек!

Начинается всё с шоковых методов тестирования при приёме на работу с последующим обязательным обучением в Корпоративном университете. А потом постоянные тренинги, проверки, инспекции, учебные тревоги и внутренние аудиты. 

И никого не интересует, когда будут выполняться завышенные KPI.

При этом от сотрудника ждут сверхусилий и сверхрезультатов, даже не поинтересовавшись, хотят ли они этого? И тянут ли вообще?

Что делать руководителю?

Замечаний по методам воспитания детей большинство родителей не любят. “Заводи своих и учи как хочешь. А к моим не лезь!” В целом это справедливо, потому что критиковать легко, а в реальную помощь надо вкладываться.

Однако по факту все ли дети получают в детстве всё необходимое? Недоданное прекрасно видно по взрослым, обросшим букетами проблем вместо достижений. 

Эти выросшие дети не уверены в себе, запуганы, нервны или неадекватны. А могли бы быть успешными, здоровыми и цельными.

Так же и с сотрудниками. Многие тезисы про воспитание детей можно спроецировать на проблемы управления. И что делать с этими подозрительно точными совпадениями?

Для начала руководителю нужно научиться понимать себя. Как на уровне компании, так и лично. И это не про миссию, слоганы и логотипы. Это гораздо глубже и по-настоящему, без глянца и наносного лоска.

Подбирая сотрудников, смотрите не только на функциональную квалификацию. Важно, чтобы человек вписался в команду и соответствовал ожиданиям и потребностям владельца компании.

Это только детей не выбирают, а наём ‒ дело осознанное. Намного проще сразу искать подходящих сотрудников, чем брать кого придётся, а потом выращивать из них совершенно других людей. 

При этом важно помнить, что озвучивание требований и перечисление методов ‒ это не развитие. Любая попытка что-то продавить силой здесь обречена на поражение. Так можно справиться с маленьким ребёнком или неопытным сотрудником, но устраивает ли вас это? 

Отсюда следует более серьёзный вопрос: вы действительно желаете, чтобы они выросли?

Если руководитель привык решать всё грубой административной силой, перед заявлением об уходе сотрудника он теряется. Но для сотрудника, который в таких условиях всё же смог вырасти, подобный исход ‒ самый логичный и приемлемый.

Любящие родители радуются, когда дети вырастают самостоятельными и превосходят их. Так же и ответственный руководитель не боится быть «трамплином» для своих подчинённых. Только такая политика и может быть предпосылкой для долгих позитивных деловых отношений.

Учитесь договариваться, а не «решать силой». Это единственный способ обнаружить подходящие вам методы управления заранее, а не когда станет поздно.

И начинать надо прямо сейчас.

Вырастить управленческие навыки до топ-уровня вам помогут программы MBA

Выберите свою скорость взросления в бизнесе: MINI-MBA Professional, MBA Intensive или MBA General — и станьте руководителем, которого всем будут ставить в пример.  

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School