Что мешает строить карьеру внутри компании
Если в компании возможен быстрый карьерный рост, это улучшает имидж работодателя на рынке труда.
Соискатели, особенно молодые и активные, охотно выберут такую фирму среди прочих. И многие перспективные кандидаты с готовностью пойдут даже на стартовые позиции, рассчитывая быстро проявить себя и заслужить повышение.
Компании тоже выгодна такая ситуация.
Лучший источник сотрудников — собственные кадры. Не нужно вкладываться в поиск кандидатов на стороне, свои люди в достаточной мере адаптированы, целеустремленны.
Но, к сожалению, не каждая организация готова похвастаться внутренней мобильностью персонала, как вертикальной, так и горизонтальной.
Давайте посмотрим, почему так происходит.
Внутренняя мобильность персонала
Переход между рабочими местами в одной компании называют внутренней мобильностью персонала.
Пару десятков лет назад прогресс в карьере для людей измерялся только достижением следующих ступеней внутри своего подразделения. Это вертикальный карьерный рост.
Сегодня в почёте также и перемещения в другие подразделения, освоение новых профессий и даже перевод в другую локацию, как легкий способ переезда в интересующем направлении. Это горизонтальная мобильность.
В идеальной ситуации начальники подразделений, когда у них открываются вакансии, в первую очередь обращают внимание на уже работающих в фирме, и только во вторую — на открытый рынок труда.
Для развития кадрового резерва работодатели создают программы переобучения и платформы с вакансиями в подразделениях. Тем не менее, если сотрудники считают, что руководство будет препятствовать внутренним соискателям в занятии новых вакансий, цель не будет достигнута.
Препятствия для карьеры внутри компании
1. Отсутствие внутренней мобильности в культуре фирмы
Если работодатель целиком рассчитывает на активность работников, то допускает серьёзную ошибку.
У вас будет много претендентов на новые вакансии, когда горизонтальная карьера, так же как и вертикальная, зашиты в организационную культуру фирмы.
Тогда сотрудники станут активнее и будут ждать и искать возможности, хватаясь за любой шанс развития компетенций и принимая новую ответственность.
С одной стороны, персонал должен понимать, что он сам отвечает за свою карьеру.
Только в этом случае он будет проявлять энтузиазм к возможностям, быстро откликаться на интересные ему вакансии.
С другой стороны, руководство должно эти возможности не умалчивать, а в идеале целенаправленно создавать. Например, путём вовлечения новых участников в общество амбассадоров компании — преданных сотрудников, которые помогают развивать бренд, продвигать продукцию или внутренние проекты.
2. Разрушение стереотипов о горизонтальной карьере
Не все работники считают движение на аналогичную позицию в другой отдел хорошим шансом. А многие настолько боятся переезда и бытовой неустроенности, что перевод в другое территориальное подразделение, даже с повышением в должности, посчитают для себя невозможным. И с этим необходимо работать.
Предлагайте новые карьерные траектории, и тогда это станет понимаемо и интересно.
3. Сопротивление на местах
Для начальника отдела, бригады или департамента уход компетентного, многообещающего работника может обернуться проблемами. Отсюда частое нежелание руководства младшего и среднего звена отпускать персонал.
Часто сопротивление — это последствие зашитой в реальной организационной культуре установки, защищающей от браконьерства в соседних подразделениях. Люди считают такие действия предвестником анархии: «Сегодня юристы переманят закупщика, завтра закущики пополнят своё число за счёт бухгалтерии, что же будет дальше?»
Чтобы уменьшить подобный негатив, можно:
- объяснять, что лучше внутренняя мобильность, чем увольнения “закисших” на рабочем месте сотрудников;
- показывать плюсы для организации и собственного подразделения, из которого уходит человек;
- быстро подбирать и адаптировать другой персонал компании на освободившиеся места.
![Личная эффективность и управленческие навыки Личная эффективность и управленческие навыки](/upload/resize_cache/iblock/b5a/220_200_040cd750bba9870f18aada2478b24840a/co1wjsvp8d4gwrinojzvuspemipwuxmg.webp)
Правила для успешной реализации политики внутренней мобильности
1. Прозрачность
Прежде чем искать внешних кандидатов, разместите вакансию на портале для собственного персонала. Расскажите об условиях и обещайте равное отношение к заявителям. Это создаст атмосферу здоровой конкуренции.
2. Культура непрерывного обучения
Если дать людям возможность учиться без отрыва от работы и бесплатно, они будут рады воспользоваться шансом.
Работайте над программами, собирайте обратную связь, улучшайте материалы. Делитесь историями тех, кто закончил курсы и достиг успеха в карьере.
3. Плавный переход
Попробуйте вариант сделать постепенным переход на новое место. Например, в первый месяц сотрудник работает 90% времени по прежним обязанностям и только 10% посвящает новым. На следующий месяц соотношение составит 50 на 50, и на третий 10 на 90.
Таким образом, работник закроет старые проекты, передаст функции сменщику и плавно втянется в непривычную работу.
4. Повышение квалификации для нового места
Чаще всего перемещённый сотрудник не имеет достаточной компетенции для нового места. Продумайте способы получения новых навыков и практического совершенствования в индивидуальном плане развития работника.
Автор: Ирина Иткинд