Что такое стратегическая сессия
Если старые пути не работают, бизнес топчется на месте, а мозговой штурм не помогает — наступило время стратегической сессии.
Что такое стратегическая сессия
Это формат группового взаимодействия, когда вместе собираются ключевые сотрудники и руководители, чтобы выработать план развития бизнеса или принять ответственные решения, касающиеся будущего.
Часто на это мероприятие приглашают сторонних специалистов в качестве экспертов. И обязательно выбирают ведущего, который отвечает за программу, аналитику, тайминг и остальные организационные процессы. Он же старается раскачать группу, если люди отмалчиваются.
Этот вид совместной работы полезен в трех плоскостях:
- Коммуникация, которой часто не хватает в ежедневной работе.
- Сосредоточенность на стратегическом развитии.
- Обучение, поскольку появляется возможность взглянуть на процессы сверху и понять новое.
На встречу уместно пригласить топ-менеджеров, которые отвечают за результаты бизнеса, собственников, если они напрямую связаны с управлением компании, руководителей. В идеале это 7-20 человек, поскольку при большем количестве имеет смысл поделиться на мини-группы, и структура встречи становится сложнее.
Давайте посмотрим, что входит в стратегическую сессию.
Рекомендуемые блоки:
- подготовка,
- постановка целей,
- анализ текущей ситуации,
- прогноз на будущее исходя из сохранения нынешних тенденций,
- определение альтернативных вариантов развития ситуации,
- детальная проработка идей и решений,
- критерии успешности принятой за основу стратегии,
- составление плана действий.
Какие вопросы задают на стратегической сессии
На мероприятии рассматривают главные вопросы, касающиеся стратегического будущего компании: куда движется бизнес, как управлять, что делать руководству и сотрудникам в долгосрочной перспективе.
Упор идет на три момента: миссия, целеполагание и видение.
Примеры вопросов, которые решаются на сессии:
- Роль и положение компании на рынке через 3-5-10 лет.
- Смысл работы компании, миссия, польза людям.
- Стратегические планы на ближайшие 3-5 лет.
Каждый из этих пунктов требует подробностей.
Например, какое место займет компания в будущем. Для полного ответа нужно определить масштаб бизнеса, ресурсы, компетенции и технологии, стратегические ценности и убеждения, роль бренда на рынке, развитие конкурентов и другие взаимосвязанные моменты.
Как проводится стратегическая сессия
Мероприятие требует подготовки и по-возможности проводится за территорией организации, чтобы участники не отвлекались на рутинные и горящие проблемы.
Вариант распорядка:
- Освещение организатором вопросов на сессию и желаемого результата. Ответы на организационные вопросы, оглашение правил мероприятия.
- Знакомство с аналитикой по проблеме, выступление приглашенных экспертов, ответы на вопросы.
- Мозговой штурм по теме сессии. Правильным результатом будет длинный список вариантов решений.
- Оценка идей (обсуждение, голосование, консультации приглашенных экспертов, обмен мнениями).
- Групповой выбор 7-15 решений для внедрения.
- Итоговая стратегия фирмы: необходимо проговорить и прописать ее.
- Подведение итогов и обратная связь участников и организаторов.
Вот пример того, что делают на стратегической сессии.
“Мероприятие началось с выступления генерального директора. Он рассказал о деятельности компании за последние 3 года и нарисовал перспективы. Показал, что хотелось бы достичь в результате сессии.
Дальше работа делилась на четыре этапа:
- Описание работы компании на следующие 5 лет.
- Свот-анализ: сильные и слабые стороны фирмы.
- Генерирование и обсуждение идей развития.
- Составление планов реализации выбранных целей”.
Конечно, сессия может провалиться.
Мероприятие не будет успешным, если, к примеру, у участников давний конфликт интересов, они сильно ограничены во времени или недостаточно мотивированы. И эти моменты выявляют заранее.
После сессии
Результат групповой работы — стратегический план.
После мероприятия на его основе составляется бизнес-план на конкретный срок, с перечнем мероприятий и необходимыми ресурсами.
Впоследствии, на основании этого документа, определяются задачи каждого подразделения компании, происходит увязка работы между направлениями. Так появляются стратегии маркетинга, производства, финансов, персонала, продаж.
И они уже непосредственно включаются в ежедневную работу отделов и управлений.
Также стоит учитывать, что стратегическая сессия — не разовое мероприятие. Это всего лишь часть работы по достижению целей и задач компании.