ГлавнаяБаза знаний CBSЧто такое стратегическая сессия

Что такое стратегическая сессия

Если бизнес топчется на месте, а мозговой штурм не помогает — наступило время стратегической сессии

Если старые пути не работают, бизнес топчется на месте, а мозговой штурм не помогает — наступило время стратегической сессии.

Что такое стратегическая сессия

Это формат группового взаимодействия, когда вместе собираются ключевые сотрудники и руководители, чтобы выработать план развития бизнеса или принять ответственные  решения, касающиеся будущего.

Часто на это мероприятие приглашают сторонних специалистов в качестве экспертов. И обязательно выбирают ведущего, который отвечает за программу, аналитику, тайминг и остальные организационные процессы. Он же старается раскачать группу, если люди отмалчиваются.

Этот вид совместной работы полезен в трех плоскостях:

  1. Коммуникация, которой часто не хватает в ежедневной работе.
  2. Сосредоточенность на стратегическом развитии. 
  3. Обучение, поскольку появляется возможность взглянуть на процессы сверху и понять новое.

На встречу уместно пригласить топ-менеджеров, которые отвечают за результаты бизнеса, собственников, если они напрямую связаны с управлением компании, руководителей. В идеале это 7-20 человек, поскольку при большем количестве имеет смысл поделиться на мини-группы, и структура встречи становится сложнее.

Давайте посмотрим, что входит в стратегическую сессию. 

Рекомендуемые блоки:

  • подготовка,
  • постановка целей,
  • анализ текущей ситуации,
  • прогноз на будущее исходя из сохранения нынешних тенденций,
  • определение альтернативных вариантов развития ситуации,
  • детальная проработка идей и решений,
  • критерии успешности принятой за основу стратегии,
  • составление плана действий.

Какие вопросы задают на стратегической сессии

На мероприятии рассматривают главные вопросы, касающиеся стратегического будущего компании: куда движется бизнес, как управлять, что делать руководству и сотрудникам в долгосрочной перспективе.

Упор идет на три момента: миссия, целеполагание и видение.

Примеры вопросов, которые решаются на сессии:

  1. Роль и положение компании на рынке через 3-5-10 лет.
  2. Смысл работы компании, миссия, польза людям.
  3. Стратегические планы на ближайшие 3-5 лет.

Каждый из этих пунктов требует подробностей.

Например, какое место займет компания в будущем. Для полного ответа нужно определить масштаб бизнеса, ресурсы, компетенции и технологии, стратегические ценности и убеждения, роль бренда на рынке, развитие конкурентов и другие взаимосвязанные моменты.

Как проводится стратегическая сессия

Мероприятие требует подготовки и по-возможности проводится за территорией организации, чтобы участники не отвлекались на рутинные и горящие проблемы. 

Вариант распорядка:

  1. Освещение организатором вопросов на сессию и желаемого результата. Ответы на организационные вопросы, оглашение правил мероприятия.
  2. Знакомство с аналитикой по проблеме, выступление приглашенных экспертов, ответы на вопросы.
  3. Мозговой штурм по теме сессии. Правильным результатом будет длинный список вариантов решений.
  4. Оценка идей (обсуждение, голосование, консультации приглашенных экспертов, обмен мнениями).
  5. Групповой выбор 7-15 решений для внедрения.
  6. Итоговая стратегия фирмы: необходимо проговорить и прописать ее.
  7. Подведение итогов и обратная связь участников и организаторов.

Вот пример того, что делают на стратегической сессии.

“Мероприятие началось с выступления генерального директора. Он рассказал о деятельности компании за последние 3 года и нарисовал перспективы. Показал, что хотелось бы достичь в результате сессии.

Дальше работа делилась на четыре этапа:

  • Описание работы компании на следующие 5 лет.
  • Свот-анализ: сильные и слабые стороны фирмы.
  • Генерирование и обсуждение идей развития.
  • Составление планов реализации выбранных целей”.

Конечно, сессия может провалиться. 

Мероприятие не будет успешным, если, к примеру, у участников давний конфликт интересов, они сильно ограничены во времени или недостаточно мотивированы. И эти моменты выявляют заранее.

После сессии

Результат групповой работы — стратегический план.

После мероприятия на его основе составляется бизнес-план на конкретный срок, с перечнем мероприятий и необходимыми ресурсами.

Впоследствии, на основании этого документа, определяются задачи каждого подразделения компании, происходит увязка работы между направлениями. Так появляются стратегии маркетинга, производства, финансов, персонала, продаж.

И они уже непосредственно включаются в ежедневную работу отделов и управлений.

Также стоит учитывать, что стратегическая сессия — не разовое мероприятие. Это всего лишь часть работы по достижению целей и задач компании.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School