PR-директор Walt Disney в России Елена Ямщикова: «Если вы выбираете эпатаж, не удивляйтесь!»
Что нужно, чтобы выиграть конкуренцию на рынке труда? Быть профессионалом? Не только – нужно уметь это продемонстрировать. О том, какие инструменты PR уместно применять для собственного карьерного развития, журналист City Business School Татьяна Маркова поговорила с признанным экспертом в данной сфере – Еленой Ямщиковой, директором по связям с общественностью TheWalt Disney Company CIS.
Елена, расскажите, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие личного PR? Насколько он соотносится с PR компании?
Эти понятия неразрывно связаны. Репутация пиарщика в профессиональных кругах, особенности его поведения, личностные качества, а также информация в прессе могут повлиять на имидж компании, в которой он работает. Поэтому в наше время уже невозможно представить, что специалист по PR не следит за тем, какой образ он создает в публичном пространстве. Здесь учитывается буквально все: профиль в социальных сетях, выступление на конференциях, участие в жизни профессионального сообщества, награды и премии. Яркий харизматичный спикер на паре профессиональных конференций имеет весомые шансы получить еще несколько десятков приглашений на аналогичные мероприятия: и компании плюс, и человека заметили. А дальше все несложно: если вы обладаете навыками самопрезентации, умеете общаться с экспертами и профессионалами на мероприятиях, заводить деловые знакомства, то рано или поздно вас запомнят. Рынок очень маленький, все друг друга знают.
То есть необходимо заниматься нетворкингом? Насколько это эффективно, на ваш взгляд?
Знакомства в нашей культуре традиционно играют огромную роль. Закон Стенли Милгрэма о шести рукопожатиях в нашей культуре сокращается до трех. Повторюсь, рынок очень узкий, и, как правило, матерый профессионал практически любой вопрос может решить двумя-тремя звонками и парой сообщений в социальных сетях.
А вы сами используете социальные сети для формирования деловой репутации в Сети?
Социальные сети в наше время не просто часть офисной культуры, но и эффективные коммуникационные инструменты. Мне трудно представить себе пиарщика, у которого нет профиля в LinkedIn или Facebook. И совершенно неудивительно, что профили специалистов просматривают потенциальные работодатели, перед тем как пригласить человека на встречу. Это же масса информации, которой просто неразумно не пользоваться. При этом для меня каждый раз откровение, если потенциальный кандидат наивно считает, что он не обязан следовать тем же нормам поведения при общении в Сети, каким он следует в реальном мире. А ведь это непреложная истина: хотите престижную работу – держитесь подальше от эпатажных публикаций. В интернете применяются те же законы и нормы этикета, какие действуют при общении с клиентами, партнерами и СМИ. Конечно, если вы настроены использовать социальные сети на пользу своей карьере.
С другой стороны, ваш профиль – это такая же возможность для самопрезентации, ничем не хуже выступления на конференции. Разумеется, это не означает, что вы должны превратить свою страничку в скучную бизнес-визитку, хотя вот LinkedIn именно на это и рассчитан. В других социальных сетях от вас ожидают меньше формального присутствия, но все равно провокационные фотографии лучше выкладывать в приватном режиме.
А если иногда хочется не сдерживать себя в рамках?
Если вы сторонник свободы самовыражения, но в своей профессиональной роли должны соответствовать определенным этическим ожиданиям работодателя, используйте анонимность: возьмите псевдоним, не указывайте место работы, не чекиньтесь в сомнительных заведениях – Сеть предоставляет вам неограниченные возможности для безопасного выражения своей индивидуальности.
Сама я использую LinkedIn и Facebook как ресурсы для общения. Веду и Instagram, но, скорее, это для души.
Елена, как вы считаете, можно ли найти работу через социальные сети?
Смотря какую работу. На позицию уровня менеджера и ниже – вполне реально. У меня в команде так появилась звездная коллега три года назад. Она просто написала мне сообщение в Facebook. У нее получилось так подобрать слова, что я немедленно ей перезвонила и пригласила на интервью. Надо ли говорить, что я зашла на ее профиль до того, как набрать ее номер? Руководителей, менеджеров высшего звена подбирают кадровые агентства, но они тоже начинают с поиска кандидатов в интернете и тоже проверяют профили в социальных сетях.
Какие бы вы могли дать советы, касающиеся деловой репутации в Сети?
Один мой учитель по PR когда-то мне говорил: «Правило №1. Никогда ни о ком не думай плохо. Если ты все-таки думаешь плохо о ком-то, то правило №2 - не говори о нем плохо. Если ты думаешь и говоришь, то правило №3 – хотя бы не пиши о человеке плохо. Если ты думаешь, говоришь, пишешь о ком-то плохо, то правило №4 – не подписывайся! Но если ты выбираешь думать, говорить, писать о ком-то плохо и подписываться, то правило №5 – не удивляйся». Я думаю, что эта мысль хорошо подходит для тех, кто хочет использовать социальные сети на благо своей карьеры. Если вы выбираете эпатаж и хотите привлекать внимание к своему профилю провокационными публикациями и дискуссиями, не удивляйтесь.
Интервью с Еленой Ямщиковой