ГлавнаяБаза знаний CBSИнициативы кончились. Подвозить новые?

Инициативы кончились. Подвозить новые?

15 проверенных способов истребить инициативность сотрудников

Требуется инициативный сотрудник — более 5 000 компаний указали это качество в своей вакансии как обязательное. 

А кого именно они ищут? 

Кто-то считает, что инициативный сотрудник — тот, который горит работой. А ещё энергичный, предприимчивый, находчивый. 

Давайте определим это качество так: 

инициативный сотрудник — тот, кто предлагает решения в ситуации, когда от него это не требовалось. То есть ключевое здесь — по своей инициативе.

Всегда ли хороша такая проактивность? Тут всё зависит от сферы деятельности. Например, «дантист во время удаления зуба проявил инициативу» — звучит как завязка фильма ужасов.

Не то чтобы в этой профессии инициативность не нужна в принципе, но не в такой момент. И ключевым фактором успеха она в этом случае точно не является.

Но если компания ценит инициативу и новых сотрудников берёт только с наличием данного качества, то что случилось со старыми, которые тоже проходили такой отбор?

А вот тут и возникает ряд неочевидных проблем, которые напрямую влияют на желание проявить себя. И если вы хоть раз сами сталкивались с ними или вдруг ловили себя на подобной реакции — включайте в голове сигнальную лампочку «не надо так!» Ведь если регулярно бить человека по рукам, неудивительно, что они в конце концов опустятся.

Итак, если к вам пришёл сотрудник…

Если к вам пришёл сотрудник 
С необычною идеей:
Мол, давайте делать это,
А не как у нас сейчас,

Возведите очи к небу:
«Вот досталось наказанье —
Неужели хочет место
Он моё занять собой?»

А потом ему скажите:
Ну куда ты лезешь, Ваня,
Без тебя давно решенье
Я уже согласовал.

1. Не давайте полномочий

Когда у сотрудника есть желание, то он и сам найдёт возможности. Он же — профессионал, за это ему и платят. А с полномочиями каждый дурак сможет…

И вообще, нужно прокачивать коммуникативные навыки — пусть договаривается сам.

2. Все решения принимайте сами

Не забывайте, что всё работает только благодаря вам: и показатели достигаются, и солнце по утрам встаёт. Вы как Атлант держите подразделение на своих плечах, и ни в коем случае нельзя позволить кому-то нарушить это незыблемое равновесие. 

А они, так называемые коллеги, только всё портят: срывают сроки, ошибаются. Нет — «проще сделать самому!» 

3. Не приглашайте на встречи сотрудников, на которых принимаются решения по их зоне ответственности

Во-первых, компания и так много времени и денег тратит на совещания. Нужно оптимизировать затраты. Сотрудники должны не по совещаниям ходить, а выполнять задачи, которые поставлены перед ними.

Во-вторых, что они смогут толкового сказать на этом совещании? Кроме как споров и сопротивления, от них больше ждать нечего. А так, спокойно примем решение, спустим в виде распоряжения, и все возьмут под козырёк. 

4. Не давайте возможности высказывать своё мнение

Если же все-таки сотрудник как-то проник на совещание и начал говорить, не давайте ему возможности донести свою мысль. Сбивайте, переключайте внимание, задавайте, не дослушав, вопросы и критикуйте. Конечно, делать это надо тактично. 

5. Используйте фразы: «Так не работает», «Ты нам дай гарантию», «Нужно думать масштабнее» и т.п.

Подобные выражения должны обязательно быть в вашем лексиконе и применяться с завидной регулярностью. Они позволяют эффективно отстоять свою точку зрения и прекратить этот бессмысленный спор, который затеял сотрудник.

6. Спорьте до последнего

Любую идею нужно оспорить! Ведь что это за предложение, если сотрудник не смог его отстоять? Если оно посыпалось уже на этапе согласования под натиском ваших замечаний, то что будет в процессе реализации?

7. Стройте наполеоновские планы

Цель должна быть амбициозной! Если объём рынка 100 миллионов — на меньшее вы не согласны! Ведь вы же лучшие на рынке, а конкуренты — ничто и звать их никак. 

8. Постоянно меняйте приоритеты

Сейчас время скоростей и постоянных изменений! Нужно быть гибкими и реагировать максимально быстро и кардинально! Поэтому даже не пытайтесь долгосрочно планировать. 

А  сотрудникам какая разница, что делать? Сегодня туда, завтра сюда — и то, и то работа.

9. Введите штрафы за несоблюдение регламентов

Форма важнее результата! Поэтому вы должны требовать чёткого соблюдения всех регламентов, инструкций, процедур. И никаких оправданий типа: «Так эффективнее». 

Также, поскольку люди понимают только тогда, когда это касается финансовой составляющей, введите штрафы за несоблюдение инструкций.

10. Никогда не хвалите

Делать хорошо — прямая обязанность команды. За это они получают зарплату.  

И вообще, разве у руководителя могут быть любимчики? Это несправедливо и задевает чувства ленивых. 

11. Контролируйте всё и вся

Станьте над душой и проверяйте каждый шаг. Если же время не позволяет, пусть сотрудники утром присылают вам детализированный план на день, а вечером — отчёт по каждому пункту. Также важно это проводить с обязательной защитой и проверкой каждого пункта плана.

12. Цепляйтесь по мелочам, не обращайте внимания на большое

Дьявол кроется в деталях! Ну и что, что план продаж перевыполнен. Ведь как можно было допустить, что справа внизу на странице о компании имя директора перестало подсвечиваться красным цветом. Кошмар!

13. Почаще закатывайте глаза

Словами не всегда получается донести своё мнение — всегда используйте мимику! Выражение лица должно точно отражать, насколько тяжело вам работать со всеми этими…

14. Постоянно вспоминайте прошлые неудачи

Чтобы сотрудники не повторяли ошибок, нужно периодически напоминать о ранее содеянном. Тот, кто чувствует свою вину, трудится лучше — человеку непременно хочется её загладить.

15. Скажите, что идея крутая и… забудьте про неё

Чтобы избежать ненужных обсуждений, выслушайте предложение вашего сотрудника, поблагодарите его и… пусть идёт работать. Он ведь просто хотел, чтобы его похвалили, и уже завтра забудет про свою идею.

Всё и так хорошо работает! А всё, что хорошо работает, лучше не трогать! 

Результат

Систематическое применение вышеперечисленных советов приведёт к тому, что рано или поздно у сотрудника наступит момент «озарения»: инициатива наказуема!

И он будет сам себя останавливать: «Мне что, больше всех надо?.. А пошло оно всё! Больше и слова не скажу».

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School