Иностранный язык и ваш доход
Требование знания английского языка все чаще появляется в описании вакансий. Некоторые HR-эксперты замечают, что скоро спрашивать об этом будет равносильно вопросу о том, умеет ли человек пользоваться компьютером. Однако в каких случаях знание иностранного действительно необходимо? Арабский, немецкий, китайский, французский – окупается ли на рынке знание этих и менее популярных языков? С этими вопросами мы обратились к HR-специалистам.
Безусловно, знание английского языка относится к числу конкурентных преимуществ кандидата. Чтобы понять это, достаточно открыть любой сайт по трудоустройству. Да, действительно, в некоторых случаях английский язык не так часто будет требоваться вам в работе, но само его знание свидетельствует об образованности кандидата и понимании тенденций на рынке, что позволяет сделать выбор в пользу этого соискателя. Что касается топ-менеджеров, то знание английского относится к атрибутам делового имиджа.
Английский язык потребуется не только переводчикам. Профессии, которые англоговорящим соискателям принесут больше успеха, связаны, как правило, с взаимодействием с зарубежными клиентами и партнерами. Юристам, бухгалтерам, аудиторам и даже офис-менеджерам в современных условиях английский язык необходим. Также важен данный навык в таких сферах, как журналистика и копирайтинг, IT, менеджмент (в том числе высший менеджмент и управление проектами), веб-дизайн. Язык потребуется изучить тем, кто стремится попасть в филиал западной компании или в международную организацию, чтобы иметь возможность активно общаться с партнерами, клиентами и коллегами. Кроме того, часто он нужен, чтобы знакомиться с профессиональной литературой, посещать тематические форумы и консультироваться на онлайн-площадках с зарубежными экспертами.
Нужен ли для карьерного роста второй иностранный язык? Безусловно, его знание может вам потребоваться, но только в том случае, если оно действительно необходимо для работы. Надбавки за то, что вы изучаете немецкий или восточные языки, разумеется, ждать не следует. Одна из областей, где знание нескольких иностранных языков может повысить ваши шансы, — индустрия гостеприимства. Причем это касается позиций всех уровней: от специалистов на ресепшен до топового персонала. Иностранные языки в этом случае могут повысить оклад на 20–30 %. На повышение оклада могут рассчитывать и специалисты в сфере продаж в компаниях, работающих с зарубежными партнерами. Например, если ваша организация сотрудничает с Китаем, то знание «небанального» китайского языка существенно увеличит вашу зарплату. В противном случае знание редкого языка не станет решающим критерием. К тому же английский остается основным языком коммуникации, и его будет достаточно для успешной работы. К слову, в китайских компаниях, несмотря на их активное движение на российском рынке, редко ставят на руководящие посты иностранцев, пусть даже владеющих языком.
Немного иначе обстоит дело с арабским языком. Арабские страны, и ОАЭ в частности, намного чаще приглашают сотрудников на работу с переездом. Поэтому знание арабского языка в такой ситуации будет действительно востребовано и перспективно.
Если говорить о европейских языках, то самыми востребованными остаются немецкий и французский: например, в IT-сфере все больше специалистов занимаются их изучением. Как отмечают представители рекрутинговых компаний, во Франции и Германии не такая высокая концентрация программистов, поэтому европейские компании часто набирают талантливых сотрудников в России.
Некоторые люди понимают абстрактную важность знания иностранных языков, но не торопятся изучать их из-за отсутствия мотивации. Эта проблема решаема. Сосредоточьтесь на тех преимуществах, которые даст вам знание иностранного: возможность участвовать в командировках, деловых переговорах, искать информацию без ограничений и так далее. Если ваш руководитель не торопит вас с изучением языка, задумайтесь: сейчас-то вы ничего не теряете, но если речь зайдет о повышении, то вероятнее всего, выберут другого кандидата.
Допустим, вы работаете в компании, где знанием языка не может похвастаться никто, включая руководство. Вам может казаться, что это и не нужно. Но задумайтесь: владение информацией ценится в любой профессии. Имея доступ к англоязычным медиа, журналам и книгам, вы уже становитесь конкурентоспособнее.