Как анализировать современные рынки: эффективные методы анализа

Ни одна компания не существует сама по себе — на нее всегда влияют внешние факторы
Как анализировать современные рынки: эффективные методы анализа

Ни одна компания не существует сама по себе — на нее всегда влияют внешние факторы: поведение целевой аудитории, конкурентов, поставщиков, текущая экономическая ситуация. Чтобы разработать грамотную бизнес-стратегию с учетом влияния внешних факторов, компании проводят анализ интересующих их рынков.

В этой статье мы расскажем про:

Основные методы анализа рынка: универсальные способы исследования

Для исследования рынка используют разные методы анализа рынка для товаров (и услуг) в зависимости от целей исследования, сферы деятельности предприятия, особенностей продукции и других важных параметров. В качестве универсальных способов исследования рынка, подходящих для разных целей и сфер деятельности, можно использовать качественный и количественный анализ.

Качественный анализ. Проводят для понимания причин поведения потребителей в отношении продукции, проверки гипотез. К качественным исследованиям относятся:

  • анализ фокус-группы;
  • интервью;
  • наблюдение за изменениями в поведении целевой аудитории.

Например, исследование фокус-группы может проходить в формате круглого стола при участии потенциальных потребителей и модератора. В ходе дискуссии модератор задает вопросы, а ответы, полученные от представителей целевой аудитории, смогут помочь бизнесу выявить скрытые мотивы и потребности потенциальных клиентов.

Количественный анализ. Полезен, когда нужно представить картину в общем: например, выяснить, какое количество людей знают о вашей продукции и где ее обычно покупают. Количественные исследования проводят в следующих формах:

  • опросы (личные, в интернете, по телефону);
  • наблюдения в полевых условиях (помогают проверить гипотезы в реальных условиях);
  • сбор статистических данных (например, данных Росстата, профильных исследований).

Качественные и количественные исследования можно использовать как методы анализа рынка и для услуг, и для товаров. При анализе современного рынка лучше применять качественный и количественный анализ одновременно.

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
Курсы MBA. Международный диплом

Методы анализа рынка цен для компаний

Периодический анализ цен конкурентов полезен для любой организации — он помогает установить цены на продукцию перед запуском бизнеса, определиться со стоимостью новой линейки товаров, узнать оптимальные оптовые цены.

Проанализировать цены на рынке можно вручную или автоматически:

  • Сбор данных вручную. Понадобится выбрать конкурентов для анализа цен, например, воспользовавшись агрегаторами, и вручную зафиксировать цены разных компаний. Этот метод подходит, если требуется обработать небольшой объем данных, и нужно исследовать только цены конкурентов, которые работают через определенные площадки (например, через агрегаторы).
  • Использование автоматизированных сервисов. Подходит для автоматического исследования цен большого количества конкурентов. Обычно подобные сервисы платные.

НМЦК метод анализа рынка, или метод сопоставимых рыночных цен

Чтобы рассчитать начальную максимальную цену контракта, чаще всего используют именно метод анализа рынка. Он состоит из нескольких этапов:

  • Анализ информации о ценах. Эту информацию можно получить, запросив коммерческие предложения или проанализировав уже исполненные контракты.
  • Проверка однородности цен. Цены должны быть примерно одинаковыми по размеру.
  • Расчет НМЦК по формуле сопоставимых рыночных цен. Для расчетов можно воспользоваться  калькулятором.

Виды и методы анализа для финансовых рынков

В сфере финансовых рынков существуют два основных вида анализа: фундаментальный и технический. К каждому виду относятся определенные аналитические методы.

Методы фундаментального анализа:

  • анализ финансовой документации компании;
  • анализ текущей экономической ситуации в стране;
  • изучение состояния отрасли, в которой работает компания;
  • исследование деятельности конкурентов;
  • анализ качества управленческой работы внутри компании.

Методы технического анализа:

  • индикаторные методы, анализирующие какой-либо аспект изменения цены;
  • графический метод — анализирует рынок по уже сложившимся закономерностям;
  • волновой анализ — дает представление о текущем и дальнейшем движении цены.

Современный рынок — это почти непрерывные изменения спроса, рисков, поведения конкурентов. Анализируя рынок, владельцы бизнеса смогут вовремя вносить изменения, которые помогут бизнесу развиваться и расти.


Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
Выбрать программу
Курсы MBA. Международный диплом

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
Курсы MBA. Международный диплом