Как меняются программы МВА в условиях кризиса
Коронакризис многим сферам бизнеса выдвинул обманчиво простое требование: «меняйся или умри». Рынку бизнес-образования умирание в ближайшей перспективе, конечно, не грозит — всё потому, что организаторы курсов и программ, а также руководители бизнес-школ изучают тренды и адаптируются под них.
Расскажем, как меняются программы МВА в условиях коронакризиса, и чего можно ожидать в 2021 году от лидеров на рынке бизнес-образования. Статья будет полезна амбициозным специалистам, управленцам, предпринимателям, которые планируют обучение на МВА, а также руководителям и HR-специалистам, которым предстоит ради выживания их компаний «вылавливать лучших из лучших» на рынке труда.
Кризисы — катализаторы перемен, а уж глобальные приводят к глобальным переменам. Так, после финансового кризиса 2008 года возрос спрос среди абитуриентов, и как следствие в рамках МВА-программ по всему миру появились учебные модули по этичному бизнес-поведению. А на фоне ухудшения экологической ситуации за последние 10 лет в топовых международных школах были запущены модули по так называемой «устойчивости», то есть искусству выживания на фоне глобальных проблем.
Перечислим заметные тренды на рынке бизнес-образования. В связи с тем, что каждая страна справляется с пандемией по-своему, и всё ярче наблюдается «анти-глобализация», часть трендов можно считать международными, но сосредоточимся мы именно на российских.
Всплеск конкуренции: среди школ, форматов, программ
И раньше за внимание абитуриентов боролись самые разные школы, программы и форматы — топовые традиционные, прогрессивные онлайн, долгосрочные и интенсивные… Но ситуация в 2020 году усложнилась тем, что многие люди опасаются предстоящего снижения дохода, и всё меньшим спросом пользуются самые дорогие форматы бизнес-обучения. Чтобы привлечь студентов на МВА-программы, школам приходится больше стараться.
Углубленный интерес к бизнес-программам
Казалось бы, денег нет (или их может стать меньше) — какая уж тут учёба? Но большинство специалистов, руководителей и предпринимателей понимают, что — совсем как у Л.Кэрролла — пришла пора «быстрее бежать», больше стараться, повышать профессиональную конкурентоспособность.
Мы отметили и другую тенденцию: если раньше на бизнес-программы шли за «быстрыми» деньгами (карьерным прорывом, ростом в доходе и должности), — то теперь перемены после выпуска не всегда так кардинальны и очевидны. А абитуриентов всё чаще привлекает возможность стать лидерами своего времени. Да, ни много ни мало спасти мир (свою компанию) или хотя бы изменить ситуацию к лучшему.
Таким образом, на фоне снижения средних доходов населения и угрозы, что станет только хуже, интерес к МВА-программам растёт. Как следствие, абитуриенты теперь выбирают подходящий им вариант дольше и в разы тщательнее.
Сокращение сроков обучения, уплотнение информации
Два года учёбы в условиях переменчивой кризисной экономики — это слишком долго. Вокруг нарастает неопределённость, изменения (технологические, законодательные, внешнеэкономические) происходят слишком быстро. Кроме того, меняется конкурентная обстановка: одни компании разоряются, уступая место другим, более дерзким и предприимчивым.
Если вспомнить, что даже самые глубокие фундаментальные знания морально устаревают, то учиться долго (и дорого!) становится неблагоразумным. Например, согласно данным Гарвардского университета, в инженерии максимальным сроком профпригодности после выпуска из вуза считается срок 7 лет. В экономике ситуация тоже меняется не реже 1 раза в 10 лет.
Тускнеющий ореол статусности традиционных программ
Почему так происходит — понятно из пункта выше. Всё меньшее количество абитуриентов вдохновляет перспектива учиться офлайн целых 2 года и за огромные деньги (пусть даже у лучших экспертов и среди отобранных сокурсников!). При этом никто не знает наверняка, будет ли он потом востребованным рынком выпускником и действительно ценным для компании профессионалом.
Модули по антикризисному управлению
В большинстве нынешних программ антикризисный (или «устойчивый», sustainable) менеджмент — must-have. Обучение работающим инструментам помогает выявлять и измерять факторы риска, искать и моделировать оптимальные решения проблем. В состав антикризисного модуля может также входить блок об управлении удалёнными командами: практика показала, что соответствующий навык требует понимания нюансов и знание психологии.
Популярность проектно-ориентированного подхода
Работа над проектами — в буквальном смысле полезный формат, если не для обучения в целом, то для решения проблем, стоящих перед компанией-работодателем или перед стартапом, которым руководит студент бизнес-программы. Погружение в проект — это более интенсивный формат получения знаний и навыков, а решение реальных задач проходит в безопасном окружении (преподавателей, экспертов, консультантов, опытных сокурсников).
В рамках программ МВА в формате специальных закрытых чатов всё чаще появляются так называемые «песочницы» и «полигоны», с помощью которых студенты опробуют новые бизнес-идеи, стратегии и инструменты в тестовом режиме, под присмотром наставников и преподавателей.
«Омоложение» студентов МВА
Раньше считалось, что до бизнес-образования нужно «дорасти»: обзавестись прежде профильным и управленческим опытом. Теперь же на бизнес-программы стремятся и поступают бывшие выпускники бакалавриата. Причина — в «поколенческой» парадигме. На рынок труда вышло целое поколение так называемых digital natives (поколение Z, частично Y и «альфа»), которые гораздо более уверенно и естественно себя чувствуют в условиях цифровой экономики, легче справляются с вызовами цифровизации бизнеса (да, собственно, не видят в них вызовов). В качестве стратегов и руководителей они более конкурентоспособны в высокотехнологичных и интернет-отраслях, чем специалисты старшего возраста.
Ультрагибкий подход к обучению
Происходит дробление учебной информации на большое количество мини-блоков, «спринтов» или модулей, которые студенты собирают как конструктор — в том составе и последовательности, которая необходима для решения стоящих перед ними задач. Такой подход позволяет быстрее тестировать гипотезы, создавать короткие циклы обратной связи, в режиме реального времени адаптировать к ситуации и себя как специалиста, и свой бизнес или компанию, имитировать внешние риски и тут же находить способы их снижения.
Мы в CBS активно отслеживаем тренды, в том числе мировые, оцениваем запросы абитуриентов и программы популярных на рынке курсов, чтобы находить и предлагать студентам те учебные продукты, которые помогут решать задачи, стоящие перед ними прямо сейчас.
Автор: Елена Тимофеева