ГлавнаяБаза знаний CBSКак меняются программы МВА в условиях кризиса

Как меняются программы МВА в условиях кризиса

Как меняются программы МВА в условиях коронакризиса, и чего можно ожидать в 2021 году от лидеров на рынке бизнес-образования

Коронакризис многим сферам бизнеса выдвинул обманчиво простое требование: «меняйся или умри». Рынку бизнес-образования умирание в ближайшей перспективе, конечно, не грозит — всё потому, что организаторы курсов и программ, а также руководители бизнес-школ изучают тренды и адаптируются под них.

Расскажем, как меняются программы МВА в условиях коронакризиса, и чего можно ожидать в 2021 году от лидеров на рынке бизнес-образования. Статья будет полезна амбициозным специалистам, управленцам, предпринимателям, которые планируют обучение на МВА, а также руководителям и HR-специалистам, которым предстоит ради выживания их компаний «вылавливать лучших из лучших» на рынке труда.

Кризисы — катализаторы перемен, а уж глобальные приводят к глобальным переменам. Так, после финансового кризиса 2008 года возрос спрос среди абитуриентов, и как следствие в рамках МВА-программ по всему миру появились учебные модули по этичному бизнес-поведению. А на фоне ухудшения экологической ситуации за последние 10 лет в топовых международных школах были запущены модули по так называемой «устойчивости», то есть искусству выживания на фоне глобальных проблем.

Перечислим заметные тренды на рынке бизнес-образования. В связи с тем, что каждая страна справляется с пандемией по-своему, и всё ярче наблюдается «анти-глобализация», часть трендов можно считать международными, но сосредоточимся мы именно на российских.

Всплеск конкуренции: среди школ, форматов, программ

И раньше за внимание абитуриентов боролись самые разные школы, программы и форматы — топовые традиционные, прогрессивные онлайн, долгосрочные и интенсивные… Но ситуация в 2020 году усложнилась тем, что многие люди опасаются предстоящего снижения дохода, и всё меньшим спросом пользуются самые дорогие форматы бизнес-обучения. Чтобы привлечь студентов на МВА-программы, школам приходится больше стараться.

Углубленный интерес к бизнес-программам

Казалось бы, денег нет (или их может стать меньше) — какая уж тут учёба? Но большинство специалистов, руководителей и предпринимателей понимают, что — совсем как у Л.Кэрролла — пришла пора «быстрее бежать», больше стараться, повышать профессиональную конкурентоспособность.

Мы отметили и другую тенденцию: если раньше на бизнес-программы шли за «быстрыми» деньгами (карьерным прорывом, ростом в доходе и должности), — то теперь перемены после выпуска не всегда так кардинальны и очевидны. А абитуриентов всё чаще привлекает возможность стать лидерами своего времени. Да, ни много ни мало спасти мир (свою компанию) или хотя бы изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, на фоне снижения средних доходов населения и угрозы, что станет только хуже, интерес к МВА-программам растёт. Как следствие, абитуриенты теперь выбирают подходящий им вариант дольше и в разы тщательнее.

Сокращение сроков обучения, уплотнение информации

Два года учёбы в условиях переменчивой кризисной экономики — это слишком долго. Вокруг нарастает неопределённость, изменения (технологические, законодательные, внешнеэкономические) происходят слишком быстро. Кроме того, меняется конкурентная обстановка: одни компании разоряются, уступая место другим, более дерзким и предприимчивым.

Если вспомнить, что даже самые глубокие фундаментальные знания морально устаревают, то учиться долго (и дорого!) становится неблагоразумным. Например, согласно дан­ным Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та, в инженерии максимальным сроком профпригодности после выпуска из вуза считается срок 7 лет. В экономике ситуация тоже меняется не реже 1 раза в 10 лет.

Тускнеющий ореол статусности традиционных программ

Почему так происходит — понятно из пункта выше. Всё меньшее количество абитуриентов вдохновляет перспектива учиться офлайн целых 2 года и за огромные деньги (пусть даже у лучших экспертов и среди отобранных сокурсников!). При этом никто не знает наверняка, будет ли он потом востребованным рынком выпускником и действительно ценным для компании профессионалом.

Модули по антикризисному управлению

В большинстве нынешних программ антикризисный (или «устойчивый», sustainable) менеджмент — must-have. Обучение работающим инструментам помогает выявлять и измерять факторы риска, искать и моделировать оптимальные решения проблем. В состав антикризисного модуля может также входить блок об управлении удалёнными командами: практика показала, что соответствующий навык требует понимания нюансов и знание психологии.

Популярность проектно-ориентированного подхода

Работа над проектами — в буквальном смысле полезный формат, если не для обучения в целом, то для решения проблем, стоящих перед компанией-работодателем или перед стартапом, которым руководит студент бизнес-программы. Погружение в проект — это более интенсивный формат получения знаний и навыков, а решение реальных задач проходит в безопасном окружении (преподавателей, экспертов, консультантов, опытных сокурсников).

В рамках программ МВА в формате специальных закрытых чатов всё чаще появляются так называемые «песочницы» и «полигоны», с помощью которых студенты опробуют новые бизнес-идеи, стратегии и инструменты в тестовом режиме, под присмотром наставников и преподавателей.

«Омоложение» студентов МВА

Раньше считалось, что до бизнес-образования нужно «дорасти»: обзавестись прежде профильным и управленческим опытом. Теперь же на бизнес-программы стремятся и поступают бывшие выпускники бакалавриата. Причина — в «поколенческой» парадигме. На рынок труда вышло целое поколение так называемых digital natives (поколение Z, частично Y и «альфа»), которые гораздо более уверенно и естественно себя чувствуют в условиях цифровой экономики, легче справляются с вызовами цифровизации бизнеса (да, собственно, не видят в них вызовов). В качестве стратегов и руководителей они более конкурентоспособны в высокотехнологичных и интернет-отраслях, чем специалисты старшего возраста.

Ультрагибкий подход к обучению

Происходит дробление учебной информации на большое количество мини-блоков, «спринтов» или модулей, которые студенты собирают как конструктор — в том составе и последовательности, которая необходима для решения стоящих перед ними задач. Такой подход позволяет быстрее тестировать гипотезы, создавать короткие циклы обратной связи, в режиме реального времени адаптировать к ситуации и себя как специалиста, и свой бизнес или компанию, имитировать внешние риски и тут же находить способы их снижения.

Мы в CBS активно отслеживаем тренды, в том числе мировые, оцениваем запросы абитуриентов и программы популярных на рынке курсов, чтобы находить и предлагать студентам те учебные продукты, которые помогут решать задачи, стоящие перед ними прямо сейчас.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School