Как меняются программы МВА в условиях кризиса

13 января
1194 просмотра
Карьера
Личная эффективность
Бизнес-образование

Коронакризис многим сферам бизнеса выдвинул обманчиво простое требование: «меняйся или умри». Рынку бизнес-образования умирание в ближайшей перспективе, конечно, не грозит — всё потому, что организаторы курсов и программ, а также руководители бизнес-школ изучают тренды и адаптируются под них.

Расскажем, как меняются программы МВА в условиях коронакризиса, и чего можно ожидать в 2021 году от лидеров на рынке бизнес-образования. Статья будет полезна амбициозным специалистам, управленцам, предпринимателям, которые планируют обучение на МВА, а также руководителям и HR-специалистам, которым предстоит ради выживания их компаний «вылавливать лучших из лучших» на рынке труда.

Кризисы — катализаторы перемен, а уж глобальные приводят к глобальным переменам. Так, после финансового кризиса 2008 года возрос спрос среди абитуриентов, и как следствие в рамках МВА-программ по всему миру появились учебные модули по этичному бизнес-поведению. А на фоне ухудшения экологической ситуации за последние 10 лет в топовых международных школах были запущены модули по так называемой «устойчивости», то есть искусству выживания на фоне глобальных проблем.

Перечислим заметные тренды на рынке бизнес-образования. В связи с тем, что каждая страна справляется с пандемией по-своему, и всё ярче наблюдается «анти-глобализация», часть трендов можно считать международными, но сосредоточимся мы именно на российских.

Всплеск конкуренции: среди школ, форматов, программ

И раньше за внимание абитуриентов боролись самые разные школы, программы и форматы — топовые традиционные, прогрессивные онлайн, долгосрочные и интенсивные… Но ситуация в 2020 году усложнилась тем, что многие люди опасаются предстоящего снижения дохода, и всё меньшим спросом пользуются самые дорогие форматы бизнес-обучения. Чтобы привлечь студентов на МВА-программы, школам приходится больше стараться.

Углубленный интерес к бизнес-программам

Казалось бы, денег нет (или их может стать меньше) — какая уж тут учёба? Но большинство специалистов, руководителей и предпринимателей понимают, что — совсем как у Л.Кэрролла — пришла пора «быстрее бежать», больше стараться, повышать профессиональную конкурентоспособность.

Мы отметили и другую тенденцию: если раньше на бизнес-программы шли за «быстрыми» деньгами (карьерным прорывом, ростом в доходе и должности), — то теперь перемены после выпуска не всегда так кардинальны и очевидны. А абитуриентов всё чаще привлекает возможность стать лидерами своего времени. Да, ни много ни мало спасти мир (свою компанию) или хотя бы изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, на фоне снижения средних доходов населения и угрозы, что станет только хуже, интерес к МВА-программам растёт. Как следствие, абитуриенты теперь выбирают подходящий им вариант дольше и в разы тщательнее.

Сокращение сроков обучения, уплотнение информации

Два года учёбы в условиях переменчивой кризисной экономики — это слишком долго. Вокруг нарастает неопределённость, изменения (технологические, законодательные, внешнеэкономические) происходят слишком быстро. Кроме того, меняется конкурентная обстановка: одни компании разоряются, уступая место другим, более дерзким и предприимчивым.

Если вспомнить, что даже самые глубокие фундаментальные знания морально устаревают, то учиться долго (и дорого!) становится неблагоразумным. Например, согласно дан­ным Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та, в инженерии максимальным сроком профпригодности после выпуска из вуза считается срок 7 лет. В экономике ситуация тоже меняется не реже 1 раза в 10 лет.

Тускнеющий ореол статусности традиционных программ

Почему так происходит — понятно из пункта выше. Всё меньшее количество абитуриентов вдохновляет перспектива учиться офлайн целых 2 года и за огромные деньги (пусть даже у лучших экспертов и среди отобранных сокурсников!). При этом никто не знает наверняка, будет ли он потом востребованным рынком выпускником и действительно ценным для компании профессионалом.

Модули по антикризисному управлению

В большинстве нынешних программ антикризисный (или «устойчивый», sustainable) менеджмент — must-have. Обучение работающим инструментам помогает выявлять и измерять факторы риска, искать и моделировать оптимальные решения проблем. В состав антикризисного модуля может также входить блок об управлении удалёнными командами: практика показала, что соответствующий навык требует понимания нюансов и знание психологии.

Популярность проектно-ориентированного подхода

Работа над проектами — в буквальном смысле полезный формат, если не для обучения в целом, то для решения проблем, стоящих перед компанией-работодателем или перед стартапом, которым руководит студент бизнес-программы. Погружение в проект — это более интенсивный формат получения знаний и навыков, а решение реальных задач проходит в безопасном окружении (преподавателей, экспертов, консультантов, опытных сокурсников).

В рамках программ МВА в формате специальных закрытых чатов всё чаще появляются так называемые «песочницы» и «полигоны», с помощью которых студенты опробуют новые бизнес-идеи, стратегии и инструменты в тестовом режиме, под присмотром наставников и преподавателей.

«Омоложение» студентов МВА

Раньше считалось, что до бизнес-образования нужно «дорасти»: обзавестись прежде профильным и управленческим опытом. Теперь же на бизнес-программы стремятся и поступают бывшие выпускники бакалавриата. Причина — в «поколенческой» парадигме. На рынок труда вышло целое поколение так называемых digital natives (поколение Z, частично Y и «альфа»), которые гораздо более уверенно и естественно себя чувствуют в условиях цифровой экономики, легче справляются с вызовами цифровизации бизнеса (да, собственно, не видят в них вызовов). В качестве стратегов и руководителей они более конкурентоспособны в высокотехнологичных и интернет-отраслях, чем специалисты старшего возраста.

Ультрагибкий подход к обучению

Происходит дробление учебной информации на большое количество мини-блоков, «спринтов» или модулей, которые студенты собирают как конструктор — в том составе и последовательности, которая необходима для решения стоящих перед ними задач. Такой подход позволяет быстрее тестировать гипотезы, создавать короткие циклы обратной связи, в режиме реального времени адаптировать к ситуации и себя как специалиста, и свой бизнес или компанию, имитировать внешние риски и тут же находить способы их снижения.

Мы в CBS активно отслеживаем тренды, в том числе мировые, оцениваем запросы абитуриентов и программы популярных на рынке курсов, чтобы находить и предлагать студентам те учебные продукты, которые помогут решать задачи, стоящие перед ними прямо сейчас.

Автор: Елена Тимофеева

Комментарии:

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить свой комментарий

MBA Intensive
Ускоренная программа MBA в онлайн-формате, позволяющая интенсивно повысить квалификацию в сфере менеджмента и достигнуть практических успехов.
  96000₽
  1 год
Диплом о присвоении степени MBA
  Количество отзывов: 14574
MBA General
Поступайте на MBA General и получите практические бизнес-знания и навыки, которые кардинально изменят вашу жизнь и позволят увеличить доход в 2 раза и более!
  215000₽
  2 года
Диплом о присвоении степени MBA
  Количество отзывов: 17847
MINI-MBA
MINI-MBA – это зарекомендовавший себя формат бизнес-образования, позволяющий интенсивно повысить квалификацию в сфере менеджмента
  68000₽
  6 месяцев
Диплом о профессиональной переподготовке
  Количество отзывов: 13281