ГлавнаяБаза знаний CBSКак проходит и для чего требуется контроль качества на предприятии

Как проходит и для чего требуется контроль качества на предприятии

В интересах бизнеса — производить качественные товары или услуги
Как проходит и для чего требуется контроль качества на предприятии

В интересах бизнеса — производить качественные товары или услуги. Понять, насколько они конкурентоспособны на рынке, помогает система управления качеством. Эффективная система начинается с анализа текущей ситуации и постановки реалистичных целей. В статье рассказываем:

Что такое система управления качеством

Система управления качеством (СУК) — это структура правил и норм, которая позволяет оценить и обеспечить качество продукции или услуг, предлагаемых предприятием. 

Выделяют несколько видов контроля качества на предприятии: 

  • входной;
  • операционный;
  • приемочный;
  • инспекционный.

По объему контроль качества может быть сплошным, выборочным, летучим, непрерывным, периодическим. Например, чтобы выявить брак, но при этом сэкономить время, делают выборочную проверку продукции. Из партии выбирают часть и оценивают ее. На основе полученных результатов принимается решение о качестве всей партии. 

Эффективность контроля качества продукции на предприятии  позволяет:

  • улучшить качество продукции и повысить лояльность покупателей, клиентов, партнеров;
  • снизить издержки. Мониторинг находит неэффективные бизнес-процессы, лишние ресурсы;
  • создать условия для роста;
  • повысить конкурентоспособность.
MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Методы контроля качества на предприятии

  1. Административные: введение регламентов, делегирование полномочий, контроль дисциплины.
  2. Социально-психологические: внедрение системы мотивации.  
  3. Технологические: регулирование процессов производства.
  4. Экономические: инвестиции в производство, финансовое стимулирование персонала.
  5. Статистические: мониторинг показателей качества в динамике. Собирать и анализировать данные можно вручную или при помощи специальных ИТ-решений.

Этапы организации контроля качества на предприятии

Создание системы можно разделить на три условных этапа.

  1. Планирование. В первую очередь необходимо разработать стратегию, определить цели и задачи. На их основе составить план действий. Сюда могут входить: определение области использования контроля, его структура, ресурсы, формирование команды. 
    На этом этапе важно пользоваться принципом принятия решений, основанных на свидетельствах. Это значит, что решения принимаются не с помощью интуиции менеджера, а с использованием проверенных аналитических данных.
  2. Внедрение и реализация. Коллектив часто негативно реагирует на появление любой инновации, которая меняет сложившийся уклад. Тем более, если мы говорим о системе контроля качества, которая напрямую влияет на работу.
    Поэтому следует обратить особое внимание на внедрение. Нужно составить понятные процедуры и инструкции, провести обучение сотрудников, назначить ответственных за выполнение новых правил. При необходимости ввести систему поощрений и штрафов.
  3. Оценка и улучшение. После внедрения сразу же вводится мониторинг. Своевременный анализ позволяет быстро принять меры и скорректировать стратегию.

Внедрение системы контроля качества на предприятии

Теперь подробнее рассмотрим, как внедрить новую систему. Поскольку от этого этапа эффективность контроля качества зависит не меньше, чем от правильно поставленных целей.

  1. Анализ текущей ситуации. Чтобы понять, что необходимо изменить и какие есть проблемы, нужно оценить существующие процессы. Найти проблемы и недостатки в уже работающей системе менеджмента поможет независимый аудит.
  2. Планирование. На этом этапе на основе анализа разрабатывают план действий. Определяют этапы реализации.  
  3. Разработка процедур. Определяют KPI и другие оценки, которым должны соответствовать производство или сервис.
  4. Внедрение. Система покажет свою эффективность, если ее внедрение будет проведено поэтапно, с оценкой на каждом уровне.  
  5. Мониторинг. По мере внедрения новшества уже будут проявляться недостатки, которые можно своевременно выявлять и исправлять. Например, это могут быть цели, не соответствующие требованиям. На основе анализа данных проводится улучшение процессов. 

Ключевую роль на этапе внедрения играет позиция руководителя. Если сотрудники видят высокую заинтересованность со стороны лидера, то они с большей вероятностью не станут саботировать нововведение.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School