Как провести анализ рынка услуг для оценки перспектив бизнеса?

Рассказываем, какие есть методы анализа рынка и как они работают на практике.
Как провести анализ рынка услуг для оценки перспектив бизнеса?

Анализ рынка услуг — это исследование, которое позволяет оценить спрос, предложение, конкурентов и тенденции в вашей сфере. Он необходим и на стадии бизнес-идеи, и в процессе развития бизнеса, чтобы принимать лучшие решения и продумывать стратегии роста. В статье рассказываем, какие есть методы анализа рынка и как они работают на практике.

Навигация по статье:

  • В каких случаях нужен анализ рынка услуг
  • Методы анализа рынка услуг
  • Примеры анализа рынка услуг

В каких случаях нужен анализ рынка услуг

Анализ рынка услуг как в России, так в глобальном масштабе — ключ к грамотному планированию на любой стадии развития бизнеса. Такое исследование необходимо в следующих случаях:

  • Запуск нового бизнеса или услуги: чтобы понять спрос, целевую аудиторию и конкурентов, определить перспективность идеи.
  • Расширение ассортимента или географии: при введении новых услуг или для выхода на новые рынки.
  • Обновление ценовой политики: для установления конкурентоспособных цен.
  • Планирование маркетинговых мероприятий: чтобы выбрать наиболее эффективные каналы продвижения и сегменты клиентов.
  • Планирование инвестиций и развития бизнеса: перед вложением средств в расширение или модернизацию бизнеса, чтобы оценить рыночные условия и перспективы (подробнее об инвестиционном анализе можно прочитать здесь).
  • Реагирование на изменения рынка: в условиях экономической нестабильности, появления новых конкурентов или изменений в потребностях клиентов.

Методы анализа рынка услуг

  • Анализ документов и статистических данных

Изучение отраслевых отчетов, государственных статистик, аналитических обзоров, публикаций в СМИ. Помогает понять объем рынка, тенденции развития и ключевые показатели.

  • Конкурентный анализ

Исследование стратегий и качества услуг конкурентов. Позволяет выявить их сильные и слабые стороны, и найти собственные конкурентные преимущества (более детально о конкурентном анализе мы рассказали в этой статье).

  • Интервью и фокус-группы

Глубокое интервью с потенциальными или текущими клиентами для получения более детальной информации. Обсуждение в фокус-группах помогает выявить мнения и идеи по улучшению услуг.

  • SWOT-анализ

Анализ сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз на рынке.
Помогает определить стратегические направления развития.

  • Анализ трендов целевого рынка услуг

Мониторинг изменений в отрасли, новых технологий, законодательных инициатив и потребительских предпочтений.

  • Использование онлайн-инструментов

Аналитика поисковых запросов (например, через Яндекс.Вордстат или Google Trends).
Анализ отзывов в соцсетях, форумах и на отраслевых платформах.

  • Анализ рынка с помощью ИИ

Использование нейросетей для быстрой обработки информации об отзывах на услуги, ЦА, внешних факторах, и ее оценки с точки зрения влияния на бизнес.

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
Курсы MBA. Международный диплом

Примеры анализа рынка услуг

Пример 1: Салон красоты

Ситуация и самостоятельный анализ рынка:

Владелец салона красоты в небольшом городе хочет расширить свой бизнес: увеличить поток клиентов и открыть еще один салон в другом районе.

Для этого он собирает информацию о том, какие услуги популярны у местных клиентов, какие цены они предлагают, как оформлены салоны, изучает отзывы клиентов в соцсетях и на сайтах-отзовиках. Также собственник обращает внимание на тренды в индустрии красоты, например, новые техники окрашивания волос.

Что в результате:

На основе анализа рынка оказания услуг владелец салона понимает, что спрос на экологичные и натуральные процедуры растет, а конкуренты предлагают их мало. Он решает добавить в меню органические маски и био-окрашивание по конкурентоспособным ценам. Благодаря этому вырос поток новых клиентов, и в течение года был открыт второй салон.

Пример 2: Автомастерская

Ситуация и самостоятельный анализ рынка:

Начинающий предприниматель решил открыть автомастерскую. В городе с населением 100 000 человек уже есть три крупных компании, которые предлагают эти услуги. 

Был проведен конкурентный анализ, и с помощью ИИ рассмотрены тенденции в отрасли: рост интереса к обслуживаниям электромобилей, внедрение систем онлайн-записи и удаленной диагностики. 

Что в результате:

Анализ показал, что, несмотря на наличие конкуренции, для запуска новой автомастерской есть большой потенциал. Для успешного входа на рынок было важно предложить услуги, которых пока нет у конкурентов, либо улучшить существующие с помощью новых технологий. Предприниматель решил сосредоточиться на обслуживании электромобилей и внедрить CRM-систему для автосервиса, чтобы клиенты могли записываться онлайн и проходить диагностику удаленно. Такой подход помог ему занять свою нишу на рынке, привлечь достаточно клиентов уже на первых этапах и обеспечить устойчивый рост бизнеса.

Бизнес-практика показывает, что маркетинговый анализ рынка услуг — важный инструмент, позволяющий минимизировать риски и повысить шансы на успех в любой нише. Если вы хотите запустить и масштабировать бизнес, рекомендуем курс «‎MBA Intensive» — практическое обучение с реальными кейсами поможет сориентироваться в состоянии рынка и быстро достичь нужных результатов.

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
Выбрать программу
Курсы MBA. Международный диплом

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
Курсы MBA. Международный диплом