ГлавнаяБаза знаний CBSКак разработать и внедрить эффективную стратегию развития компании

Как разработать и внедрить эффективную стратегию развития компании

Эксперт City Business School Анастасия Шоломова, бизнес-практик с большим опытом работы на управленческих позициях в компаниях сегмента B2C, автор и разработчик тренингов, делится принципами разработки стратегии развития компании.

Эксперт City Business School Анастасия Шоломова, бизнес-практик с большим опытом работы на управленческих позициях в компаниях сегмента B2C, автор и разработчик тренингов, делится принципами разработки стратегии развития компании.

Вначале хочу акцентировать внимание на том, что хороший стратег обладает как глобальным мышлением (helicopter view), так и умением работать с оперативными данными и спускаться «в поля». 

При разработке стратегии важно:

  1. Учитывать тренды рынка и тенденции развития. Понимать, что нужно ориентироваться как на текущих потребителей, так и думать о будущих (поколение Z). При наличии собственного R&D подразделения — проверять разработки на актуальность.
  2. Уметь анализировать рынок и использовать сильные стороны организации для получения конкурентного преимущества, слабые стороны — максимально нивелировать. Выводы по аналитике должны быть максимально корректными, беспристрастными, отражать реальную ситуацию, без всяческих «игр с цифрами».
  3. Знать, что важно для вашего клиента и потребителя. Стратегии, разработанные исключительно в кабинетах, могут разбиться о реальную ситуацию. Поэтому очень важно общаться с клиентами, понимать те ценности, которые для них важны, оценивать удовлетворённость клиентов, качество оказываемых работ/услуг или производимых товаров. 
  4. Быть ближе к производственному персоналу или, если компания работает на рынке retail, к продавцам. Инициировать собственный «банк идей», которые смогут повысить конкурентоспособность предприятия и производительность. Как показывает практика, сотрудники — это кладезь ценных мыслей и предложений по оптимизации, особенно если их замотивировать дополнительным вознаграждением. 
  5. Привлекать к разработке стратегии руководителей различных, в том числе конкурирующих, подразделений, у которых могут быть разные точки зрения. В споре рождается истина. Ну, или, как сейчас модно говорить, истина рождается в рамках брейнсторминга.
  6. Переложить все идеи на финансовый язык денежных потоков. Финансовое моделирование в идеале происходит в трёх сценариях: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. 

После разработки концепции развития очень важно её правильно внедрить. И часто на этапах внедрения начинаются «пробуксовки». 

Для облегчения процесса важно следующее:

  1. Целеполагание и шаги достижения общей финансовой цели. В 99 % случаев ключевая задача любого бизнеса — заработать деньги. Одним из инструментов повышения вероятности её достижения является проведение декомпозиции целей. В рамках стратегического планирования — создание дерева целей, которое поможет сфокусировать действия всех департаментов на выполнение общих целей. 
  2. Объяснить всем сотрудникам организации стратегию развития, донести идею, инструменты. Если внедрение стратегии связано с использованием, например, современных digital-инструментов или с изменением в структуре организации, то максимально детально и подробно дать все пояснения. Стратегия может быть прорывной, и не все сотрудники сразу её психологически примут и будут действовать в унисон с топ-менеджментом. А один из самых важных резервов бизнеса — это люди. Важно, чтобы все действовали вместе. 
  3. Мотивация персонала. Во-первых, здесь важно понимать, что действующая система KPI должна помогать выполнить общие цели организации. Помимо финансовых показателей, рекомендую включать в мотивацию нефинансовые показатели деятельности (матрица BSC). Во-вторых, включите в задачу HRD проведение обучения по развитию эмоционального интеллекта руководителей и проектных групп, чтобы реализация стратегии происходила в максимально комфортной атмосфере. 

Закончу статью диалогом Алисы и Чеширского кота из книжки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. 

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? 

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно... — сказала Алиса.

— Тогда все равно куда и идти, — заметил Кот.

— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

Стратегия, концепция развития — это большой труд, и она должна быть зафиксирована на бумаге, должна быть актуальной и живой (то есть применимой и работающей), иначе компания, как Алиса в диалоге, обязательно куда-нибудь дойдёт, нам же нужно не просто «куда-нибудь», а чтобы там было хорошо, а ещё лучше — великолепно. 

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School