Как разработать и внедрить эффективную стратегию развития компании
Эксперт City Business School Анастасия Шоломова, бизнес-практик с большим опытом работы на управленческих позициях в компаниях сегмента B2C, автор и разработчик тренингов, делится принципами разработки стратегии развития компании.
Вначале хочу акцентировать внимание на том, что хороший стратег обладает как глобальным мышлением (helicopter view), так и умением работать с оперативными данными и спускаться «в поля».
При разработке стратегии важно:
- Учитывать тренды рынка и тенденции развития. Понимать, что нужно ориентироваться как на текущих потребителей, так и думать о будущих (поколение Z). При наличии собственного R&D подразделения — проверять разработки на актуальность.
- Уметь анализировать рынок и использовать сильные стороны организации для получения конкурентного преимущества, слабые стороны — максимально нивелировать. Выводы по аналитике должны быть максимально корректными, беспристрастными, отражать реальную ситуацию, без всяческих «игр с цифрами».
- Знать, что важно для вашего клиента и потребителя. Стратегии, разработанные исключительно в кабинетах, могут разбиться о реальную ситуацию. Поэтому очень важно общаться с клиентами, понимать те ценности, которые для них важны, оценивать удовлетворённость клиентов, качество оказываемых работ/услуг или производимых товаров.
- Быть ближе к производственному персоналу или, если компания работает на рынке retail, к продавцам. Инициировать собственный «банк идей», которые смогут повысить конкурентоспособность предприятия и производительность. Как показывает практика, сотрудники — это кладезь ценных мыслей и предложений по оптимизации, особенно если их замотивировать дополнительным вознаграждением.
- Привлекать к разработке стратегии руководителей различных, в том числе конкурирующих, подразделений, у которых могут быть разные точки зрения. В споре рождается истина. Ну, или, как сейчас модно говорить, истина рождается в рамках брейнсторминга.
- Переложить все идеи на финансовый язык денежных потоков. Финансовое моделирование в идеале происходит в трёх сценариях: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.
После разработки концепции развития очень важно её правильно внедрить. И часто на этапах внедрения начинаются «пробуксовки».
Для облегчения процесса важно следующее:
- Целеполагание и шаги достижения общей финансовой цели. В 99 % случаев ключевая задача любого бизнеса — заработать деньги. Одним из инструментов повышения вероятности её достижения является проведение декомпозиции целей. В рамках стратегического планирования — создание дерева целей, которое поможет сфокусировать действия всех департаментов на выполнение общих целей.
- Объяснить всем сотрудникам организации стратегию развития, донести идею, инструменты. Если внедрение стратегии связано с использованием, например, современных digital-инструментов или с изменением в структуре организации, то максимально детально и подробно дать все пояснения. Стратегия может быть прорывной, и не все сотрудники сразу её психологически примут и будут действовать в унисон с топ-менеджментом. А один из самых важных резервов бизнеса — это люди. Важно, чтобы все действовали вместе.
- Мотивация персонала. Во-первых, здесь важно понимать, что действующая система KPI должна помогать выполнить общие цели организации. Помимо финансовых показателей, рекомендую включать в мотивацию нефинансовые показатели деятельности (матрица BSC). Во-вторых, включите в задачу HRD проведение обучения по развитию эмоционального интеллекта руководителей и проектных групп, чтобы реализация стратегии происходила в максимально комфортной атмосфере.
Закончу статью диалогом Алисы и Чеширского кота из книжки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно куда и идти, — заметил Кот.
— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.
Стратегия, концепция развития — это большой труд, и она должна быть зафиксирована на бумаге, должна быть актуальной и живой (то есть применимой и работающей), иначе компания, как Алиса в диалоге, обязательно куда-нибудь дойдёт, нам же нужно не просто «куда-нибудь», а чтобы там было хорошо, а ещё лучше — великолепно.