Как стать незаменимым сотрудником
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологическое исследование. Один из вопросов, которые задавались респондентам, касался возможности увольнения в ближайшее время. Полученный результат производит впечатление: около 38 % опрошенных опасаются потери работы в ближайшей перспективе. Вы входите в их число? В таком случае изучите советы, которые дают HR-эксперты: как сохранить рабочее место, несмотря на кризис и оптимизацию. Даже если вы полностью уверены в себе и своем работодателе, данные рекомендации могут оказаться для вас полезными. Согласитесь, повысить свою эффективность и, возможно, стать для компании незаменимым специалистом – это достойная цель в любой экономической ситуации.
Будьте уникальны
В первую очередь, если в вашей компании появился риск сокращения, проанализируйте свою позицию в организации. Дублируются ли ваши обязанности с чьими-либо из коллег? Сколько человек работает в вашем отделе? Если вы сами осознаете, что не являетесь уникальным специалистом, следует активнее работать над своей эффективностью. HR-специалисты отмечают, что наученные опытом кризиса 2008 года, компании уже не стремятся оптимизировать бизнес, просто сократив половину штата. Сейчас работодатели подходят к данному процессу намного более целенаправленно и осмысленно и стремятся оставить в коллективе эффективных сотрудников. Ваша задача – стать одним из них. Возможно, вам следует взять в работу не только свои, но и смежные задачи. В кризисной ситуации больше ценятся универсальные специалисты.
Работайте на результат
Ценных специалистов удерживают даже в кризис. При этом ценность определяется далеко не количеством часов, проведенных в офисе. «Сейчас в России действует модель оценки труда, основанная на результате, - комментирует ситуацию спикер City Business School Ольга Шапакина, руководитель службы набора персонала Финансовой группы «Лайф». – Меньше внимания уделяется структуре вашего рабочего дня, а больше – его итогам. Если вы успешно выполняете свои задачи и даже берете на себя больше, чем необходимо, то вас будут ценить». Разумеется, это не означает, что нужно игнорировать требования к дисциплине, опаздывать и задерживаться на обеде. Но сосредоточиться необходимо не на объеме проделанной работы, а на полученном результате. Помните, что ваши успехи останутся незамеченными, если вы будете считать их сами собой разумеющимися. Грамотно информировать руководителя о достигнутых результатах – это отдельная задача, правильному выполнению которой следует учиться.
Сохраняйте лояльность
В сегодняшней ситуации компании очень ценят то, что называется лояльностью. Кризис – это не то время, чтобы сеять панику в коллективе и способствовать созданию негативного настроения. С точки зрения эффективности всей компании – это прямые убытки для бизнеса. Если у вас есть внутренние противоречия с обстановкой на работе, используйте текущую ситуацию как мотиватор. Представьте, что уже завтра вам придется искать другую работу. Вы готовы к этому? В таком случае возвращайтесь к своим обязанностям с новыми силами. Разумеется, данный совет уместен в том случае, если ваше отношение к работе связано с преходящими проблемами: усталостью, стрессом, временным раздражением. Если же вы чувствуете, что место, которое вы занимаете, настолько вам претит, что никакая мотивация не помогает, лучше всерьез задуматься о смене работы. Спикер City Business School Вадим Колотников, СЕО National Savings Bank, уверен: «Лучшая мотивация – это любить то, что ты делаешь. Если ты не любишь свое занятие, то какое-то время ты можешь притворяться. Всю жизнь притворяться не получится». Кроме того, что это принесет вам чувство неудовлетворения и разочарованности, ваш настрой будет отражаться на качестве работы и рано или поздно будет замечен руководством.
Не теряйте уверенности в себе
Ваши рабочие показатели будут ухудшаться и в том случае, если вы будете постоянно пребывать в стрессовом состоянии из-за угрозы потенциального увольнения. Не следует принимать позицию жертвы и тем более транслировать эти эмоции окружающим. Во-первых, это только снизит качество вашего труда (при повышении эмоциональных затрат). Во-вторых, пошатнет вашу уверенность в себе (что также не пройдет незамеченным для окружающих). Если такую позицию занимает ваш руководитель, не перенимайте настрой, а проявите инициативу и сами предложите план действий, который, на ваш взгляд, позволит улучшить работу компании. Вы должны четко понимать, что вы делаете, с какой целью, как это отражается на общем результате. А также что случится, если вы перестанете это делать. Если в вашей компании нет системы контроля результатов и постановки задач, работайте на опережение: выступайте с инициативой, используйте свой потенциал максимально, информируйте руководство о том, какие задачи завершены, какие находятся в работе, какие – в перспективе. Напряженная работа просто не оставит вам времени, чтобы сокрушаться о кризисе. Если же вы все-таки попали под сокращение, то это не повод отчаиваться. Сосредоточьтесь на поисках новой вакансии и уж тем более не портите отношения с бывшим работодателем. Кризис закончится, а ваша деловая репутация будет испорчена. Кроме того, именно к бывшему руководителю вам потребуется обращаться за рекомендациями. Ваша задача – сохранить такие деловые отношения, чтобы они помогли найти вам новую, лучшую позицию.