ГлавнаяБаза знаний CBSКак усваивать новые знания эффективно: припоминание, осмысление, консолидация

Как усваивать новые знания эффективно: припоминание, осмысление, консолидация

Научитесь использовать особенности мозга, чтобы запоминать больше и стать умнее.

Научитесь использовать особенности мозга, чтобы запоминать больше и стать умнее.

Шерлок Холмс

Помните, как ловко Шерлок Холмс раскрывал преступления? В этом ему помогала огромная база знаний, которая хранилась у него в голове и была доступна в любой момент времени. Однако не обязательно обладать феноменальной памятью, чтобы усваивать большой объем информации. Важно знать законы, по которым работает мозг, и правильно их использовать. Для эффективного обучения важны три процесса: припоминание, осмысление и консолидация. Поговорим о каждом из них подробнее.

Припоминание

Память — процесс взаимодействия клеток головного мозга (нейронов). Чем чаще мы вспоминаем какую-то информацию, тем лучше ее помним, так как снова и снова используем образовавшиеся связи между нейронами, укрепляя их. Чтобы лучше понять, как это происходит, представьте, что воспоминания — это дорога. Чем чаще ею пользуются, тем она становится шире и заметнее. И наоборот, если дорога заброшена, ее сложно обнаружить. Вспоминая что-то регулярно, мы прерываем процесс забывания.

Факты:

  • За короткий промежуток времени мы забываем около 70% только что услышанной или прочитанной информации.
  • Чтобы укрепить знания, полезнее постараться их вспомнить, чем перечитать материал несколько раз.
  • Если пройти тест по пройденной теме сразу после изучения материала, через неделю получится вспомнить на 50% больше.

Как использовать:

  • Повторите. В ходе экспериментов было доказано, что полезно прерываться во время изучения нового материала и повторять про себя кратко то, что вы уже узнали. Когда вы тратите около 60% времени на повторение, вы запоминаете максимум информации. Прочитали главу, сделайте паузу и спросите себя: «Что я только что узнал(а)? О чем этот текст?». Проверьте, все ли вы запомнили, и только после этого переходите к следующей главе.

  • Пройдите тест. Тест после изучения какой-либо темы помогает больше запомнить и лучше усвоить материал. Именно поэтому вы выполняете тесты после каждой главы наших программ и курсов. Если есть возможность, отвечайте на вопросы теста не сразу, а через некоторое время, хотя бы через 3-4 часа или полдня после занятий. Так вам будет сложнее вспомнить новый материал, но информация в итоге усвоится лучше. Чем больше умственных усилий тре¬буется для припоминания, тем эффективнее.

  • Придумайте вопросы. Если вы изучаете какую-то тему самостоятельно, замените тест вопросами, которые удобнее всего придумывать в процессе припоминания. Прервитесь, повторите, что узнали, придумайте вопросы, запишите их и двигайтесь дальше. В конце сеанса обучения прочитайте полученный список и дайте ответ по каждому пункту. Обычно на подобного рода проверки не хочется тратить время: нам кажется, что мы и так все помним. Однако доказано, что люди нередко переоценивают свои знания. Чтобы не попасть в ловушку этой иллюзии, отвечайте на вопросы полностью и делайте это письменно. Если вам неинтересно составлять вопросы, запишите 10 фактов по теме, о которых вы не знали до ознакомления с материалом, а перед следующим занятием постарайтесь их вспомнить. Даже если у вас не получится, и придется вернуться к пройденному материалу, вы усвоите его лучше, чем без этих попыток. Старания по припоминанию делают знания долговременными и ускоряют доступ к ним в будущем.

Осмысление

Хорошо ли мы усвоим новую информацию, зависит от того, получится ли связать ее с уже имеющимися знаниями и опытом. Например, изучать бухгалтерский учет проще тем, кто уже представляет процесс движения денег в компании. Соотнесение новых знаний с уже усвоенными называется осмыслением. Чем больше связей при этом удается построить, тем проще вспоминать изученный материал. Поэтому по мере погружения в новую тему учиться становится легче, так как увеличивается количество мостиков, которыми можно укрепить новые знания.

Факты:

  • Запомнить практически неограниченный объем знаний возможно, если регулярно соотносить новую информацию с тем, что уже известно.
  • Знание хранится в памяти тем дольше, чем лучше оно укоренено. Для этого оно должно быть глубоко и всесторонне понятым, иметь практическое значение или яркую эмоциональную окрашенность и быть связано с другим знанием.
  • На зачете студенты получают более высокие оценки (в среднем на полбалла) за темы, по которым формулируют понятия и придумывают примеры самостоятельно, а не только конспектируют за лектором.

Как использовать:

  • Объясните другу. Самый простой способ осмыслить новую информацию, постараться объяснить ее своими словами. И лучше не себе, а кому-то другому. Для этого придется извлечь из памяти важнейшие моменты, самостоятельно их сформулировать, объяснить, почему они значимы, придумать примеры и яркую метафору, которая поможет другу вникнуть в новый материал. Когда мы пытаемся что-то объяснить другому человеку, то сами начинаем лучше разбираться в этой теме.

  • Запишите, чтобы запомнить. Подход «запиши, чтобы запомнить» помогает лучше усваивать информацию. Фишка в том, чтобы не просто составить конспект, но переосмыслить материал: изложить его своими словами, соотнести с уже изученным, привести другие примеры или даже изобразить в виде схемы. Это рассуждение на тему в письменной форме. Позанимались неделю — опишите то, что узнали, ответив на вопросы: «Какие ключевые идеи можно выделить в изученном материале? Как они взаимодействуют между собой? Какими примерами их можно подкрепить? Как все это связано с тем, что я уже знаю?». Нарисуйте схему. Пока вы пишете, вы лучше осмыслите полученную информацию и превратите ее в глубокие знания.

Консолидация

Большая часть информации, которую мы узнаем, быстро забывается, так как не успевает отложиться в долговременной памяти, прежде чем оказывается вытеснена из кратковременной, объем которой ограничен. Процесс перехода новых знаний из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Мозг обобщает полученные сведения и встраивает их в имеющуюся структуру знаний. На эту работу требуется время. Поэтому информацию полезнее изучать небольшими порциями, так у вас получится лучше ее усвоить.

Факты:

  • Области мозга, ответственные за консолидацию, активны в основном во сне, поэтому между одной порцией информации и другой должны пройти хотя бы сутки.
  • Ученые доказали, что интенсивное обучение, когда вы за 1-2 дня получаете большой объем концентрированной информации по какой-либо теме, не работает.
  • Группа студентов-медиков, которая прошла курс по микрохирургии мелких сосудов за один день, уступила в знаниях группе, которая училась в течение месяца по той же программе. Во время проверочной операции на крысах студенты, которые учились интенсивно, возились дольше, совершали много лишних действий, а 16% и вовсе повредили сосуды и не смогли завершить операцию.

Как использовать:

В отличие от припоминания и осмысления сознание не участвует в процессе консолидации. Мы можем лишь создать благоприятные условия для протекания этого процесса, чтобы усвоение информации проходило эффективнее:

  • Усваивайте информацию небольшими порциями. Старайтесь распределять нагрузку равномерно. Мы советуем нашим студентам уделять программе или курсу около двух часов в день. Кажется, что можно проигнорировать этот совет, а потом наверстать упущенное, просидев всю ночь или половину выходного, но эффективность такого обучения будет гораздо ниже, а знания быстро выветрятся из головы.

  • Высыпайтесь. Наиболее активно консолидация проходит во сне, так как в это время мозгу не нужно отвлекаться на внешние раздражители и задачи. Поэтому, чтобы лучше усвоить материал, не жертвуйте сном ради других занятий, а наоборот, поспите подольше после активных умственных нагрузок. Не зря говорят, что утро вечера мудренее. На следующий день мы уже по-другому воспринимаем полученные сведения, так как за ночь мозг успевает консолидировать новые знания и уложить их в общую систему.

Напоследок еще один интересный факт. Многие стараются упростить процесс обучения, предполагая, что чем проще учиться, тем лучше. Однако исследования показывают обратное: знание, которое дается с трудом, лучше откладывается в памяти. Вспоминайте это всякий раз, когда столкнетесь с трудностями, и продолжайте развивать умение учиться, опираясь на открытые учеными особенности функционирования мозга. Эффективного вам обучения и глубоких знаний!

Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг
Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг

Хотите получать статьи по теме Личная эффективность?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг

Хотите получать статьи по теме Личная эффективность?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School