Какими лидерскими качествами должен обладать руководитель
Самым главным звеном в любой компании является руководитель. От того, как он будет управлять бизнесом, зависит успех всей компании. Поэтому любой начальник должен обладать лидерскими качествами. И не одним, а несколькими. Перечислим самые главные лидерские качества руководителя.
Высокая продуктивность
Ошибочно думать, что работать должны сотрудники, а руководитель — лишь наблюдать за тем, как они исполняют свою работу. Хороший руководитель знает, что это не так. Лидер компании всегда задаёт тон всей команде: если он будет вялым и безынициативным, как товарищ Новосельцев из известного фильма, то и все сотрудники будут такими же. А значит, успех компании будет поставлен под сомнение.
Поэтому руководитель должен придерживаться грамотной модели поведения, которая включает:
- дисциплина: уважающий коллектив начальник никогда не будет опаздывать и задерживать встречи;
- умение держать слово: если он пообещал сотруднику повышение зарплаты или отпуск в январе, то нужно это обещание сдержать;
- учёт мнения сотрудника: для хорошего руководителя не существует фразы «Я всегда прав» - он слушает мнение каждого работника и уважает его, при необходимости пересматривая собственную точку зрения;
- соблюдение сроков: у главного в команде должен быть чёткий график рабочих событий и мероприятий, которому он должен следовать.
Ориентирование на результат
Для любого руководителя важно исполнить поставленные перед ним коммерческие задачи: увеличить прибыль, ввести новую линейку продуктов, масштабировать бизнес и прочее. Эти задачи должны стать для него чётким ориентиром в работе. Ему предстоит составить план по достижению результата, и отдать поручения сотрудникам.
Если руководитель не ориентирован на результат, а просто изо дня в день исполняет свои управленческие обязанности, то бизнес обречён.
Эффективное общение
Хорошие коммуникативные навыки — незаменимое качество в наше время, особенно для руководителя. Это то, на что в первую очередь должно быть направлено развитие лидерских качеств руководителя.
Проблема многих начальников в том, что они не умеют грамотно выстроить диалог со своими сотрудниками. Не могут правильно донести до них ценности компании, замотивировать, наставить. В то время как это определяющее качество руководящего звена.
Но даже если начальник умеет хорошо говорить — это только полдела. Он должен уметь слушать своих подчинённых: что они предлагают, какие у них идеи, проблемы, планы. Только эффективная, двухсторонняя коммуникация со своей командой приносит успех.
Уверенность в принятии решений
Неуверенность приносит много неудач людям, а руководителям — тем более. Только человек, обладающий железобетонной уверенностью и твёрдостью в принятии решений, воспринимается коллективом как лидер.
Ответственность за всю команду
Руководитель априори ответствен за каждого сотрудника в его команде. Это ещё одно лидерское качество руководителя коллектива.
Но не всегда он показывает хороший результат в работе, и вот тогда начинается не совсем приятная история. «Я же говорил! Ты виноват! Ты плохой работник!» и прочее.
Хороший руководитель никогда не станет обвинять в неудачах сотрудника. Он начнёт с себя: в каких моментах он, возможно, не поддержал его, не помог советом, не наставил. Перекладывание ответственности на сотрудника, а тем более последующее наказание его за плохой результат в работе, - признак очень плохого начальника. Коллектив будет соответствующим образом относиться к нему, и как лидера с авторитетным мнением, его никто воспринимать не будет.
Позитивное мышление и вера в успех
Настроение руководящего звена всегда передаётся на всех членов коллектива. Если он пессимистично настроен и транслирует идею о том, что всё плохо, - значит, вся команда будет думать точно так же. А если он всегда в приподнятом настроении, позитивно мыслит и верит в успех, то и команда будет делать то же самое.
Однако исследования в области менеджмента доказывают, что руководителю стоит чередовать позитивный настрой с негативным. Важно объективно оценивать результат команды, указывать на ошибки и решать их. При этом нужно давать сотруднику мотивацию, что всё может измениться в лучшую сторону.
Проявление эмпатии
Не у всех сотрудников всё гладко в работе. Руководитель должен уметь понять своего подчинённого и оказать ему поддержку. Эмпатия помогает создать в команде комфортную атмосферу и повысить авторитет начальника в глазах сотрудников. Она замыкает наш рейтинг лидерских качеств руководителя в управлении.
Чтобы понять, присущи ли вам описанные здесь пункты, можно пройти тест на лидерские качества руководителя — он есть в свободном доступе.