Креативная недвижимость как новый вид бизнеса: как подружить станки и искусство
Марина Кирилина, генеральный директор проекта MediaNovation, рассказывает о том, как и почему заброшенные промзоны превращаются в модные арт-площадки.
Кризис – благоприятное время для того, чтобы взглянуть на свой продуктовый портфель свежим взглядом, пересмотреть и даже расширить его.
Посмотрим, какие тенденции на сегодняшний день наиболее актуальны и какие необычные решения и коллаборации находят бизнесмены и представители самой уязвленной части бизнес-сообщества, представители арт-индустрии.
Арт-индустрия динамично развивается чаще всего, как считается, при наличии благоприятных факторов: таких как наличие большого количества инвесторов и свободных капиталов, экономический подъем в обществе, наличие выраженного среднего класса, высокий уровень доходов населения в целом, стабильность. Это как правило, но 2015 год показывает интересную тенденцию: вложения в арт стали восприниматься как высоколиквидные вложения.
Российские и международные аукционные дома показывают стабильно высокие результаты торгов. Искусство стало ближе к потребителю, искусство стало высоколиквидным товаром и надежным вложением капитала. Все больше и больше сфер стало охватывать искусство, выйдя за рамки элитарности и люксового сегмента. Искусство широко шагнуло в науку, и мы видим все больше и больше примеров гибридного творчества инженеров и художников; искусство шагнуло в маркетинг, и мы видим все больше и больше удачных примеров имиджевых брендов, над которыми поработали художники; искусство пришло даже в те сферы, где раньше не присутствовало.
Искусство преображает пространства. Все больше и больше мы видим примеров, как заброшенные промзоны превращаются в модные арт-площадки. В столице развитие арт-площадок идет планомерно и не представляет собой стихийные захваты богемой тех или иных кварталов, как это часто бывает в европейских городах. Все больше входит в моду индустриальная недвижимость, стиль «лофт».
Преобразование фабричных и индустриальных территорий в арт-кластеры в Москве приобрело характер модного и успешного тренда. Стоит отметить, что в столице промзоны составляют около четверти городской территории и часто занимают очень выгодное расположение практически в центре. Например, рядом с метро «Курская» находятся сразу три кластера, созданные на месте индустриальных объектов: ARTPLAY, «Винзавод», «Арма», «Кристалл. Точка сборки», а также широко известные арт-кластеры «Электрозавод», «Флакон».
В столице количество предложений коммерческой недвижимости часто опережает спрос, и тогда стоит задуматься над тем, каким образом привлечь к своему объекту новых арендаторов при минимальных финансовых вложениях – тут-то и подойдет схема «творческий союз художника и производства». Сегодня индустриальная недвижимость все чаще преобразовывается в необычные офисные и выставочные центры, где собраны компании, связанные искусством, медиа, архитектурой и дизайном, наукой. Те, кому по роду занятий не требуется предъявлять высоких требований к ремонту и эксплуатации помещения.
Как же производственные цеха превращаются в творческие пространства? Как правило, помещения полностью оборудуются и приводятся в порядок силами арендаторов, владельцы же зданий предпочитают не вкладываться в ремонт.
Создав имидж арт-объекта и инвестировав средства в ремонт, девелопер не несет убытки, а, наоборот, получает доход, пусть и меньший, чем при создании традиционного бизнес-парка или офисного центра. Часто, как это, например, было в «Красном Октябре», девелоперы предоставляют льготные условия для арендаторов: льготные ставки и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать их затраты на отделку заводских помещений. Место быстро становится популярным и за счет «сарафанного радио» привлекает к себе арендаторов из мира культуры и искусства.
Арт-кластеры крайне важны для современного города: именно в них бурлит творческая жизнь. Москва включилась в мировой тренд ревитализации индустриальных пространств менее десяти лет назад, и потому полдюжины креативных пространств нового типа — это не так уж и плохо. Тенденция превращения промышленных зон в креативную недвижимость в ближайшее время станет еще более популярной.
Автор: Марина Кирилина