Личная стратегия
Как использовать инструменты стратегического менеджмента, чтобы управлять своей жизнью? Об этом расскажет Святослав Бирюлин, основатель и генеральный директор компании Sapiens Consulting.
Как-то вечером мы с моим клиентом, собственником бизнеса (назовем его условно Вадимом), ужинали в ресторане после стратегической сессии. Это была очень удачная сессия: группы поработали слаженно и креативно, предложив вполне осуществимые и перспективные идеи. Мы спокойно обсуждали итоги дневной работы, и вдруг неожиданно Вадим спросил: «А можно ли при помощи тех же инструментов разработать личную стратегию?» Как оказалось, у него были те же проблемы, что и у его компании: наличие неких целей, «мечт», желаний при полном отсутствии прогресса по их осуществлению.
Я задумался. С одной стороны, инструментарий стратегического менеджмента – не что иное, как технология построения долгосрочных планов в условиях неопределенности. С другой – сам уровень неопределенности в жизни выше, чем в бизнесе, а факторов, влияющих на результат, больше. Но, как говорится, попытка не пытка.
Прямо там, в ресторане, мы начали разбирать проблему. Предсказуемо оказалось, что корни ее лежат в целеполагании. Именно из-за неконкретно поставленных целей Вадим так же пока был далек от них, как его компания от федерального уровня, о котором давно мечтала. Например, он давно хотел встать на лыжи и купил горнолыжное снаряжение, но все его время и силы пожирал бизнес. Вадиму казалось, что он осознает свои цели ясно и отчетливо, но, когда мы попробовали сформулировать хотя бы пару из них по стандарту SMART, оказалось, что в таком ключе он о них даже не думал, и это его озадачило. Вадим по-хорошему завелся и поставил себе задачу сформулировать цели четко и определенно.
На следующий день я вернулся в Москву, но мы по почте и скайпу продолжали работать над целями. Некоторые, особенно не связанные с бизнесом, было не так-то легко оцифровать. Как оцифруешь, к примеру, счастье детей? Но я предложил не пытаться измерить неизмеримое, а сфокусироваться на том, что легче отследить, например – время, которое он действительно проводит с семьей, не читая отчеты и не решая мысленно производственные проблемы. Конечно, время с семьей – еще не гарантия счастья, но эту задачу легче поставить и контролировать.
Через три недели у нас уже был готов список личных целей на три года, на десять лет и на пятнадцать. Стоит отметить, что как только он стал думать над своими целями глубоко, многие из них изменились. Некоторые в мелочах, а некоторые серьезно. Например, наметился явный конфликт между личными целями и бизнесом.
Я всегда требую, чтобы в работе над стратегией все мысли, выводы, идеи, задачи, цели и т. д. обязательно переносились на бумагу. Без этого они «теряют вес», остаются мечтами, не обретают законченной формы. Когда Вадим записал все свои цели и четко их сформулировал, он посмотрел на них под совершенно другим углом. От части целей он отказался, некоторые серьезно переработал. А когда я попросил его напротив каждой цели написать, зачем он стремится к ее достижению, список целей подвергся повторной корректировке. Подчеркну: я не критиковал цели и вообще их не комментировал. Вадим сам, перекладывая цели на бумагу, видел их недостатки и уязвимые места.
Дальше мы рассмотрели его сильные и слабые стороны, используя классическую матрицу SWOT-анализа. С этим у него проблем не было. Вадим оказался очень честным с собой человеком, ясно сознающим свои достоинства и недостатки. Но после обсуждения сильных и слабых сторон, а также возможностей цели опять подверглись корректировке: Вадим решил удалить из списка целей пару таких, которые, как он решил (сам), не соответствовали его внутреннему миру.
Чтобы понять, почему Вадим на словах хотел кататься с детьми на лыжах в Швейцарии, а вместо этого сидел в офисе, мы завели «дневник наблюдений», как в советской школе на уроке природоведения. Вадим – человек высочайшего уровня самоконтроля и мотивации, поэтому он честно, не кривя душой, фиксировал все свои дела, домашние и рабочие, в течение дня, присваивая им категории. Категории, к примеру, были такие:
- стратегически важные или просто важные задачи (сюда, например, могла попасть не только встреча с поставщиком, но и поход с сыном на футбол);
- неважные, но необходимые (например, поездка в банк на подпись);
- важные, от которых можно отказаться (например, операционные совещания, которые давно пора было поручить наемному директору);
- неважные, которые можно было бы кому-то поручить (например, поездка в автосервис).
Как вы, наверное, уже догадались, обилие времени, проведенного за работой, неприятно контрастировало с низкой важностью решаемых в это время задач. Вадим работал много, но собственный КПД объективно оценивал как низкий. Необходимости торчать в офисе всегда находилось какое-нибудь рациональное оправдание. В «тучные» годы нужно было помогать бизнесу расти. В кризисные – не разориться. Однако на мой вопрос о том, согласен ли Вадим остаток жизни положить на алтарь своей компании, он твердо ответил отрицательно. Необходимо было делать выбор и по-новому расставлять приоритеты.
Я не профессиональный психолог, но мы попробовали разобраться в причинах такого «микроменеджмента». В компании были сотрудники, готовые взять на себя больше, но Вадим не делился полномочиями. И проблема была не в том, что ему было «страшно» оставить компанию на них – у страха тоже есть свои причины. Если человек декларирует некие желания и цели, а в реальности живет далекой от них жизнью, то на самом деле такова его зона комфорта. И мы стали сообща думать, как из нее выйти.
В ходе обсуждения мы сошлись на том, что внутри бизнеса он понимал, кто он такой, а вовне – не очень. Роли мужа, сына, отца казались ему «само собой разумеющимися», то есть не такими значительными, а бизнес давал ему возможность «самореализоваться». Однако он согласился с мыслью, что, возможно, в прошлом он и реализовывал себя в бизнесе, но сейчас скорее цепляется за него, как за единственный понятный источник самоидентификации. Таким образом, к общему списку стратегических задач добавился поиск новой идентичности.
В постановке задач мы использовали классические методы – дерево и матрицу целей, диаграмму Ганта для плана-графика, бюджет. Разработали сбалансированную систему показателей и установили график контрольных замеров. Некоторое время мы потратили на выбор инструментов для планирования задач и тайм-менеджмента, но, с моей точки зрения, конкретный выбор не так важен, поскольку тайм-менеджмент начинается в голове, а не в календаре. В итоге Вадим использует те же инструменты, что и я.
Итоги первых шести месяцев реализации личной стратегии:
- Количество времени, проведенного с семьей и детьми, увеличилось вдвое.
- Количество времени, проведенного на совещаниях, где он не был нужен, сократилось на 30%.
- Посещение спортзала стало регулярным.
- Лишний вес – минус 5,5 кг.
- Полноценный отпуск, без электронной почты – 14 дней.
- Количество прочитанных книг – 12.
И, заметьте, все это без какого-либо ущерба для бизнеса! Более того, я уверен, что пользу бизнесу принесла не только новая стратегия, которую мы с ним разработали, но и тот факт, что Вадим, благодаря новому плану, упорядочил свою деятельность внутри компании.
Помимо прочего, Вадим всерьез увлекся маркетингом и начал системно изучать его в бизнес-школе. А еще во время отпуска он придумал стартап – мобильное приложение для управления мини-отелями. Команда уже собрана и приступила к работе. В целом, Вадим движется по своему стратегическому плану. Мы его уже несколько раз слегка корректировали в деталях, но цели пока остаются неизменными.
Жизнь – странная штука. Чтобы управлять бизнесом, чинить телевизоры, лечить людей или писать программы, необходимо учиться. Мы все это понимаем и с готовностью тратим на это время. А свою жизнь мы проживаем так, словно знания об этом заложены в нас с рождения. Но это не так. Своей жизнью и своим счастьем нужно управлять, сама по себе она не станет яркой и полноценной. Вероятно, есть люди, обладающие даром интуитивного управления своей жизнью, но таких мало. Большинству из нас для управления жизнью нужны специальные инструменты, и идеи стратегического менеджмента для этого очень хорошо подходят.
Смог бы Вадим пройти этот путь сам? Теоретически да, поскольку цели и планы он, в сущности, формулировал сам. Я был необходим ему как носитель методологии, как внимательный слушатель и объективный критик, но главное – как источник мотивации.
Неожиданно, как это часто бывает в жизни, недавно у нас появился еще один клиент – топ-менеджер крупного банка, который тоже заинтересовался личной стратегией. Сейчас мы в стадии обсуждения списка целей. Так, глядишь, это станет и дополнительным направлением в нашем бизнесе.
Автор: Святослав Бирюлин