Лидер и племя. Как создать команду с горящими глазами
Мечта каждого лидера — сплочённая и эффективная группа из сотрудников, которые ставят на первое место общее дело.
Однако на практике редкие коллективы добиваются успеха, остальных ждут сплошные провалы.
Почему племя и зачем ему культура
Еще Питер Друкер считал, что «культура ест стратегию на завтрак». То есть проповедовал идею, что любая стратегия может поменяться или плохо исполняться работниками. И только развитие корпоративной культуры спасёт компанию.
Только великие лидеры строят особенные племена, которые способны на грандиозные дела. Люди не поверят и не пойдут за неудачником. А следовательно, прокачивать по культуре придётся прежде всего себя и только потом персонал.
Откуда вообще взялся термин «племя»?
На протяжении длительного этапа в древней истории люди жили племенами, и в каждом из них были свои обычаи и мировоззрение. Так же и в современной компании: есть разные участки, коллективы, племена. Например, продавцы, финансисты, коллектив территориально удалённых филиалов и прочее.
Обычно к племени относят группу численностью от 20 до 50 человек, люди в ней знакомы и общаются не только по работе, здороваются при встрече на улице.
5 уровней корпоративной культуры
Принято выделять следующие типы культуры в группах:
1 уровень — жизнь отстой. В этой парадигме находятся люди, которые сломались под влиянием жизненных обстоятельств. Они думают, что жизнь ужасна, и озабочены только выживанием. По статистике, только 2% людей находятся на данном уровне: возможно, вы не встретите их, по крайней мере, в компании, где работаете.
2 уровень — моя жизнь отстой. Здесь люди по-прежнему считают жизнь плохой, но не вообще, как на первом уровне, а именно собственную. Они винят в состоянии дел обстоятельства, но только не себя (мало платят, большие требования, не повышают и т.д.).
3 уровень — я крутой. Растут амбиции, появляется успех, первые окрыляющие результаты (новая должность, повышение заработка и т.д.). Люди соревнуются между собой, и каждый считает, что он круче других.
4 уровень — мы крутые. Здесь начинают конкурировать между собой племена.
Лидер задаётся вопросом, как мотивировать сотрудника работать в команде. Потому что вот этих крутых, которые пока сами по себе, нужно собрать в единое эффективное звено.
5 уровень — жизнь прекрасна. А ещё интересна и дарит множество возможностей. Сотрудники понимают, что, объединившись в команды, они могут достичь большего.
Как выявить точку, где находится коллектив
Группа мгновенно выдаёт свой уровень тем, как общаются её члены, какие слова и обороты используют. Интересно, что один и тот же человек, будучи в разных коллективах, может показывать разные ступени культуры.
Ваша задача — вытащить команды хотя бы на один уровень выше, подружить племена, чтобы они общались между собой. При этом лидеру придётся говорить на языке людей и с уважением к ним относиться.
Вам нужна критическая масса людей, готовых к изменениям. Тогда переход к новой ступени будет быстрым и безболезненным.
Как действовать, если у ваших сотрудников низкий уровень культуры
Главная цель лидера состоит в создании сплочённой, высокоэффективной команды.
В идеале вы должны участвовать в приёме сотрудников, и их нужно отбирать по ценностям.
Но иногда приходится работать с теми, кто уже есть, например, если вы пришли в новую для себя компанию и коллектив сложился до вас.
В этой ситуации главный принцип — не оставлять всё как есть.
Давайте ещё раз пройдём по уровням и посмотрим, что может сделать лидер, чтобы перевести людей на следующие ступени.
1 уровень — отчуждённость.
Как вытащить человека со дна? — Мотивировать, поддерживать, ставить задачи на изменения.
Но главное, чтобы человек сам захотел изменений. Начинайте с тех, кто хочет расти.
Чтобы случился переход с первой на вторую ступень, нужно перестать только выживать и обрести надежду на лучшее будущее.
2 уровень — разобщённость.
Задача лидера — мотивировать, показывать позитивные примеры.
Движение со второго на третий уровень возможно, когда сотрудник ощущает, что он крутой, и понимает, что он сам влияет на собственную жизнь.
3 уровень — индивидуализм.
Поощряйте дружбу с людьми выше по культуре, хвалите сотрудника, показывайте, какие навыки и способности он может развивать дальше.
Переход с третьей на четвёртую возможен, если избавиться от эгоцентризма (я самый крутой) и оценить причастность к команде.
4 уровень — партнёрство.
Нужна поддержка, проекты, нужно поручать выполнение работы, которая требует партнёрства, обучать делегированию и взаимодействию с коллегами, больше общаться неформально.
Переход с четвёртой на пятую ступень: обрести вдохновение, чтобы улучшать мир.
5 уровень — команда.
Как ни странно, здесь работа лидера тоже не заканчивается. Необходимо стимулировать команду брать ответственные проекты, включать в неё новых людей. Вовлекать коллектив в разработку стратегии и дальнейшую её реализацию. Давать свободу принимать решения и управлять рабочим временем.
Пятый уровень — это как раз про будущее бизнеса, компании. Здесь вы работаете с основной массой сотрудников.
Если же нужно повысить уровень корпоративной культуры отдельных (единичных) сотрудников, попробуйте использовать принцип солёного огурца. Поместите одного человека уровнем ниже в команду, и он постепенно пропитается новыми ценностями.
Помните: эпоха одиночек прошла, нужны сплочённые команды.
Поэтому культуру в компании и в группе придётся повышать в любом случае. И вы можете стать тем лидером, который сделает это.
Автор: Ирина Иткинд