ГлавнаяБаза знаний CBSНалог на неэффективность

Налог на неэффективность

Как снизить налог, которым бизнес облагает себя сам, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting.

Как снизить налог, которым бизнес облагает себя сам, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting.

Налог на неэффективность

Предприниматели часто жалуются на высокие налоги, которые мешают им работать. С этим трудно спорить. Однако бизнес нередко добровольно платит «налог на неэффективность», которым облагает себя сам и даже не подозревает об этом.

Японская концепция бережливого производства выделает 8 видов потерь:

1. Перепроизводство. Это может быть выпуск продукции в слишком больших объемах, которые, возможно, никогда не будут распроданы, или закупка ненужных товаров. На складах тысяч компаний лежат товары, купленные или выпущенные в ожидании больших продаж, которые так и не случились. В офисной жизни перепроизводство – это, например, создание документов (отчетов, записок), которые не создают в итоге ценности для потребителя, а часто и не используются вообще.

2. Ожидание. Если сотрудник простаивает, потому что не получил четкого указания (или получил указание, но не получил всего необходимого для его выполнения), он тратит деньги компании впустую.

3. Перемещения. Ненужные перетаскивания полуфабрикатов на производстве или паллет на складе, ненужные информационные потоки в офисе – это тоже потери, которые обходятся компании в немалые суммы.

4. Излишняя обработка. Порой компании в тщетной надежде создать конкурентное преимущество выпускают продукт избыточного качества, которое не востребовано клиентом (он не готов платить за это качество). Например, однажды исследование показало, что наш клиент упаковывал продукцию в слишком красивую упаковку. Однако покупателей это совершенно не впечатляло и не мотивировало приобретать больше.

5. Создание излишних запасов. Это могут быть не только запасы продукции, но и запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих, запасных частей или даже офисных принадлежностей. Помимо очевидного – оттягивания на себя оборотных средств – запасы имеют обыкновение портиться, устаревать морально, терять внешний вид.

6. Дефекты. В производственных компаниях понятие «дефект» понятно без расшифровок – это бракованная продукция. Но в широком смысле дефект – это любая ошибка или неправильно выполненная работа. Ошибки совершают все, но по-настоящему эффективными становятся те компании, которые анализируют каждую ошибку и принимают меры, чтобы избежать подобных ошибок в будущем.

7. Лишние движения. Если рабочий идет на склад за деталью, погрузчик впустую едет по складу, офисный работник ходит по кабинетам с документом, который необходимо подписать – все они тратят деньги компании на действия, не создающие ценности.

8. Недооценка человеческого потенциала. Компаний, в которых каждый из сотрудников реализует свой потенциал на 100 процентов, почти нет, но к этому нужно стремиться. Можно вдохновлять сотрудников на ударный труд, а можно насаждать железную дисциплину и четкий контроль. Главное – сотрудники должны полностью отрабатывать свою зарплату.

На самом деле потерь значительно больше. Российские компании теряют деньги:

1. На маркетинге. Выпуск продукта без предварительной маркетинговой оценки может стоить компании десятки миллионов. Реклама продукта не в релевантных каналах и не на целевую аудиторию (а ошибиться без грамотного маркетолога очень легко) – тоже.

2. На финансовом цикле и оборачиваемости капитала. Мы не раз видели компании, у которых есть банковские займы и при этом оборачиваемость капитала не превышает 3-4 раз в год (что в большинстве случаев очень скверно). Повышение оборачиваемости хотя бы в два раза позволило бы многим предприятиям обойтись без кредитов.

3. На выполнение ненужных функций своими силами. Наша методика повышения эффективности на основе цепочки создания ценности позволяет бизнесу сфокусироваться на процессах, создающих ценность, а все остальные перевести на аутсорсинг или сократить на них затраты. Однако в штатных расписаниях большинства компаний по-прежнему числятся бухгалтера, охранники, айтишники, юристы и даже уборщицы. На самом деле эти люди обходятся компании значительно дороже, чем кажется (примерно в 2-4 оклада). У нас есть своя методика расчета, которая однозначно показывает, что люди – это очень и очень дорогой ресурс. Если можно их заменить, заменяйте.

4. На логистике. Если посчитать, сколько российские компании в год тратят на перевозку воздуха, потому что машины ездят пустыми или недостаточно загруженными, то самая жесткая налоговая нагрузка на бизнес покажется детской игрушкой.

Список можно продолжать долго. Компаний, в которых владелец (или нанятый им директор) круглосуточно заботится об эффективности бизнеса и готов погружаться в мелочи или добиваться этого от подчиненных, крайне мало. И это очень скверно, так как работая одновременно под давлением растущих налогов и собственной неэффективности, компании лишаются прибыли, которую они могли бы вкладывать в развитие.

Кейс. В компании по производству продуктов было принято считать, что торговые посредники – сети и дистрибуторы – ценят ее за широту и глубину ассортимента. По инициативе собственника за последние годы и без того широкий ассортимент пополнился новыми товарами, более, как ожидалось, «маржинальными». Однако продажи этих товаров были вялыми, и они подолгу лежали на складе.

По результатам исследования потребителей мы обнаружили, что примерно треть продуктов из ассортимента можно смело исключать: покупателям они категорически не нравятся. При этом любая попытка перейти в более высокий ценовой сегмент (продажи «маржинального товара») будет стоить колоссальных денег и усилий. В сознании покупателей бренды компании прочно ассоциировались с низким ценовым сегментом, поэтому разумнее всего было там и оставаться.

Сократив ассортимент и жестко поработав с запасами, мы сумели высвободить оборотный капитал, сопоставимый с двухмесячной выручкой, а лишь поверхностная работа с издержками уже принесла сокращение операционных издержек на 8%. Уверен, что любая компания, особенно средняя или крупная, несет аналогичные потери.

Повышение налоговой нагрузки — плохая новость для бизнеса. Но любая компания может отыграть потери, повысив собственную эффективность. И сейчас самое время заняться этим вплотную. Западные компании эффективны не просто так. В западных странах высоки не только налоги, но и зарплаты, и аренда, и каждый потраченный доллар весьма значим. Поэтому предприниматели быстро учатся экономить на всем. Мы у себя, в Sapiens Consulting, тоже этому научились: наши операционные издержки крайне низки, благодаря чему мы можем предлагать низкие цены на свои услуги и при этом хорошо зарабатывать. Скоро этому придется научиться всем без исключения: и налоги, и зарплаты будут только расти.

Но как это сделать? Все очень просто. Любой бизнес – это набор активов. Под активом может пониматься как станок, магазин или офис, так и сотрудник (точнее, его рабочее время), квадратный метр полки или офиса, рубль на счету, час вашего рабочего времени. А в отношении активов действует одно простое и жесткое правило – актив либо зарабатывает деньги, либо тратит.

Задумайтесь о своих активах:

  1. Приносят ли они отдачу? В чем она измеряется?
  2. Достаточно ли они загружены? Можно ли загрузить их больше и повысится ли отдача от этого?
  3. Как еще можно повысить отдачу на каждый актив?

Если вы испытываете сложности с оценкой степени загрузки активов и поиском путей повышения их эффективности – обратитесь к нам. У нас большой опыт подобных решений.

Автор: Святослав Бирюлин

Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг
Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Список 20 важных книг
Для взрывного роста вашей эффективности и продуктивности
Получить в мессенджере
Список 20 важных книг

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School