О ценности сопроводительного письма
Поиск работы – такой же труд, только бесплатный. Чем больше вы сидите дома, тем больше накапливается никем не оплаченных дней. Кто-то может и возразить: зачем учиться составлять резюме, искать подходящую фотографию, писать сопроводительное письмо? Кому и что я должен доказывать? Если надо – пусть сами борются за меня.
Однако здесь существует один просчет: непосредственно вашему будущему начальнику до вас пока нет никакого дела. Пока вы дойдете до уровня босса, вам предстоит пройти через мощное сито HR, помощников руководителей и всех, всех, всех.
Умейте себя продать
Возможно, этот совет звучит цинично, но что поделать, если ваш гибкий ум, талант или золотые руки есть не что иное, как товар. Вы продаете прежде всего услугу. И сперва на вас смотрят, как на концентрат неких опций и функций, какого бы высокого мнения вы не были о своей персоне. Самое интересное, что это еще не все. Ваше резюме – ключ к работе, успеху и деньгам. Но поворачивает этот ключ в нужную сторону, как правило, менеджер по подбору персонала. Причем, возможно, это специалист среднего звена или вообще стажер, который поставлен на первичный отбор кандидатов. Растопить сердце любого специалиста HR, ну или обратить внимание на свое резюме поможет грамотно составленное сопроводительное письмо.
Зачем нам его составлять?
Многие жалуются: мол, ветер с Запада дует, не было никогда такой моды. К слову, в западных странах резюме без записки сверху – жест крайней невежливости. Несмотря ни на что, человеческий фактор играет большую роль: личное послание порождает живое общение заочно, помогает выделитьвас среди массы откликов. При безграмотном подходе вашу кандидатуру могут вычеркнуть из числа претендентов, и, наоборот, хорошее письмо даст вам карьерное преимущество.
С помощью сопроводительного письма вы можете:
- выразить HR-специалисту и фирме почтение;
- показать свое воспитание, уровень грамотности и навыки делового общения;
- привлечь внимание к своей кандидатуре;
- более детально раскрыть меру своих способностей;
- доказать фирме с помощью весомых аргументов, что она только что нашла самого лучшего сотрудника.
В отличие от западных коллег, наши рекрутеры особого значения сопроводительному письму не придают, поскольку очень мало соискателей умеет составлять его грамотно. Но ведь это не значит, что такие письма не читают. Тем больше шансов заработать дополнительные очки на фоне других претендентов. Составьте его грамотно, логично, включите важную для HR информацию, и тогда вас запомнят.
Вежливо поздоровайтесь
В почтительной и вежливой форме поздоровайтесь со специалистом, разместившим выбранную вами вакансию. Чрезмерные реверансы излишни, как и всевозможные расшаркивания.Будьте просто деликатны.
Помните про нормы делового письма
Формулируйте мысль так, чтобы она отвечала нормам деловой переписки. Нестандартные письма допустимы для лиц творческих профессий: можно на деле показать неординарный стиль мышления. Только не переборщите: рекрутер может не понять вложенного смысла или запутаться в метафорах, так и не оценив ваших творческих стараний по достоинству.
Укажите источник
Если вы откликаетесь на вакансию через рекрутинговый портал – упоминать, откуда почерпнута информация, смысла нет. Но если интересующая вас позиция найдена на просторах сети Интернет – укажите, откуда вы о ней узнали. Пара строчек о том, кто вы и откуда взялись – простейшие правила хорошего тона.
Почему вы?
Расскажите, кто вы такой и чем можете быть полезны для данной компании. Пересказывать резюме нет надобности, лучше сообщить то, что выгодно отличает вас от других кандидатов. Подчеркните свои достоинства и преимущества под конкретно заданную вакансию. Кратко опишите свои заслуги, желательно в виде цифр. Эксперты советуют не упоминать о своих карьерных амбициях, так как рекрутеру нужно закрыть именно ту позицию, на которую вы претендуете.
О недостатках – потом
Не выдавайте своих минусов, пробелов в опыте работы, избегайте комментировать сомнительные места вашего резюме: всё лучше объяснять при живом общении. Мало кто на первом этапе отбора сделает вам скидку, потому что вас еще не знают.
Избегайте банальностей и штампов
Не стоит использовать избитые фразы, такие как «я активна, коммуникабельна, стрессоустойчива...» – после тонны прочитанных за день шаблонных фраз рекрутер проклянет вас. Задача же заключается в том, чтобы обратить на себя внимание, а не рассеять его.
Проверьте русский!
Ваше письмо также подвергнется проверке на грамотность: не думайте, что за красотой слов и ваших достижений не обратят внимание на уровень владения родной речью. Многие хорошие начальники пишут, как бог на душу положит, князья и те раньше читать не умели, а всё же на топа вы или на среднего специалиста претендуете – проверьте текст на ошибки.
Если вы лидер
Включите примеры вашего эффективного управления подчиненными: чего добился отдел или компания, управляемые вами, что изменилось после вашего руководстваа.
Не приукрашивайте
Не преувеличивайте победы и заслуги на бывших местах работы. Не стоит думать, что ваши взаимоотношения с прошлым работодателем не будут проверяться. Вранье о несуществующих или преувеличенных компетенциях рано или поздно всплывет и может негативно отразиться на вашем карьерном пути. Как говорил Генри Форд, «Нельзя создать репутацию на том, что вы только собираетесь сделать».
Чувство юмора
Шутки и остальной креатив допустимы, если вы не сомневаетесь в качестве ваших идей и уверены, что фокус сработает. Только, пожалуйста, без злословия, особенно в адрес бывшего босса. И ни в коем случае не ставьте смайлики – это несерьезно.Подобные символы можно расценить как панибратство. В конце концов, вы же не в курсе, кто по ту сторону экрана. А если это уважаемый менеджер старой закалки и к нему на работе все обращаются с колоссальной почтительностью?
В завершение
Не забудьте поблагодарить за внимание, упомянуть, что вы готовы приехать на собеседование и ответить на все оставшиеся вопросы. Вежливо попрощайтесь и укажите под своими именеми фамилией контактные данные. Безусловно, они есть в резюме, но продублировать их в тело письма труда не составит, а рекрутеру будет удобней. К тому же таковы правила делового этикета.
Успехов!