Операционная стратегия – виды, цели, реализация

На любом этапе развития бизнес стремится увеличить прибыль и сократить издержки
Операционная стратегия – виды, цели, реализация

На любом этапе развития бизнес стремится увеличить прибыль и сократить издержки. В этом ему поможет операционная стратегия. В статье рассказываем:

Что такое операционная стратегия

Операционная стратегия — это система приоритетов, политики, планов и мероприятий. Цель операционной стратегии — повышение эффективности использования ресурсов и увеличение прибыли предприятия.

Операционная стратегия должна вносить свой вклад в сильные стороны компании, отвечать на вызовы современности и помогать реализовывать открывающиеся возможности.

Многие путают операционные стратегии организации с общей стратегией. Они взаимосвязаны, но имеют различные уровни целей и охватывают разные аспекты бизнеса. 

Например, на уровне целеполагания общая стратегия устанавливает общий курс компании на длительный период. А операционная стратегия фокусируется на действиях и решениях, необходимых для достижения целей и определенных общей стратегией. Она более детализирована.

Разработка операционной стратегии невозможна без готовой маркетинговой стратегии с конкретными целями по продажам, рыночным отношениям, продуктам.

Зачем компании операционная стратегия

  1. Рост производительности. Сюда входят увеличение производства и сокращение времени и затрат на основные бизнес-процессы.
  2. Сокращение издержек. Например, снижение затрат на производство благодаря оптимизации бизнес-процессов по закупке, логистике и управлению.  
  3. Повышение качества продуктов или услуг. Этого можно добиться за счет снижения количества производственного брака и роста удовлетворенности клиента.
  4. Улучшение бизнес-процессов. Достичь этой цели можно, например, благодаря автоматизации ручного труда. Она позволяет эффективнее использовать ресурсы, сократить время производства, отказаться от ненужных этапов.
  5. Рост гибкости. Например, компании важно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка или потребностям потребителей.

Виды операционных стратегий

На основе маркетинговых целей компании выделяют несколько типов операционных стратегий:

  • продуктовая — подразумевает производство, сбыт и/или продажу продуктов компании;
  • операционная — должна описывать развитие портфеля продуктов, управления каналами сбыта, разработку и производство новых продуктов;
  • ценовая — предлагает снижение издержек на всех этапах производства или сбыта. Для этого стратегия описывает оптимизацию бизнес-процессов и контроль качества, затрат и рисков;
  • рыночная — предлагает глубокое определение потребностей рынка и создание соответствующих продуктов. Для этого необходимо выявить потребности целевой аудитории, сформулировать точные предложения, улучшить качество сервиса. 

Реализация операционной стратегии

Реализация операционной системы зависит от системы управления текущей деятельностью. Она может быть организована в виде бизнес-процессов, т. е. регулярно выполняемых циклических операций или проектов. 

Например, у предприятий с массовым производством текущая деятельность состоит из типовых повторяющихся действий, то есть бизнес-процессов. А у строительных компаний текущая деятельность организована по проектному принципу. У фирмы есть проект с ограниченным временем. Объект сдают, проект закрывают, компания переходит к следующему проекту.  

У крупных фирм могут быть одновременно и рутинные бизнес-процессы, направленные на внутреннее развитие, и проекты для прибыли.

При любой системе управления на предприятии реализацию стратегии удобнее организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач. Их можно разделить на проекты текущие и проекты развития. 

Такие проекты можно внедрить и на предприятии с цикличными бизнес-процессами, и в компании, которая работает с проектами заказчиков.

Проблемы операционных стратегий

Проблема 1. Отсутствие стратегического менеджмента. 

Принимать стратегические решения приходится любому предприятию, так как это требования рынка и внешней среды. Но лучше, если этим будут заниматься опытные специалисты, а не владелец — в перерыве между выполнением текущих задач.

Проблема 2. Отсутствие стратегии.

У многих компаний нет самой технологии разработки стратегии. Даже если просто использовать все известные инструменты для создания стратегии, то нет гарантии, что получится эффективная система. Важно уметь формировать стратегию на основе результатов соответствующего анализа и принимать эффективные стратегические решения.

Проблема 3. Отсутствие механизма реализации стратегии.

Даже самая эффективная стратегия может не дать результатов, если у менеджеров нет опыта ее внедрения и реализации. Для получения результата нужно выстроить систему развития, которая бы позволяла претворять разработанную стратегию в жизнь.

Выявить эти проблемы помогут методы оценки стратегической системы. Если у компании нет опыта и специальных кадров для создания и реализации стратегии, важно привлечь внешних аудиторов.

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
Курсы MBA. Международный диплом
Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
Выбрать программу
Курсы MBA. Международный диплом

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
Курсы MBA. Международный диплом