ГлавнаяБаза знаний CBSОсновные правила делегирования

Основные правила делегирования

Какие задачи, как и кому делегировать для эффективной работы

Делегирование — передача задач, полномочий и ответственности тому, кто может их принять и выполнить. Например, в паре начальник–подчиненный, когда нижестоящий сотрудник не может отказаться от выполнения работы. Но есть и горизонтальное делегирование, когда дела передают не подчиненным, а, к примеру, руководителю того же уровня в соседний отдел.

Зачем делегировать

Вопреки расхожему представлению, руководитель делегирует не для того, чтобы спихнуть с себя обязанности и переложить работу и ответственность на плечи других.

Правда в том, что снимая с себя рутинную и простую нагрузку, управленец освобождает время для важных дел, таких как построение стратегического плана развития своего направления или переговоры с трудными клиентами, которые не проведёт никто, кроме него.

По данным института Гэллапа (американский Фонд изучения общественного мнения), выручка компаний, где топ-менеджеры хорошо прокачали навыки делегирования, на 33% больше выручки аналогичных компаний.

Кроме того, только так — выполняя новые функции и осваивая смежные области — сотрудники имеют шанс вырасти.

Какие задачи лучше делегировать

  • Простые дела, которые отнимают время, но могут быть легко решены сотрудниками. По этому принципу шеф не моет пол, не раскладывает бумаги по алфавиту в картотеке, не обзванивает базу холодных клиентов, не отбивает матрасы и так далее, в зависимости от специфики работы и функций отдела.
  • Монотонные типовые процессы, с которыми сотрудники легко справятся при  обучении. Например, подготовка исковых заявлений к должникам о взыскании дебиторской задолженности.
  • Функции, на которых специалисты набили руку, — тот же дизайн сайта или верстка макета отраслевого журнала.
  • Задачи, которые мешают важным процессам, но должны быть сделаны одновременно: например, начальник юридического отдела, получив две повестки на одинаковое время, сам пойдёт в сложный процесс, отправив начинающего юриста по лёгкому делу, где сложно проиграть.

Правила делегирования полномочий

Поручать работнику что и как попало — приведет к неудаче.

Убедитесь в том, что:

  • делегируете заранее, не в последний момент;
  • человек способен выполнить порученную работу;
  • сотрудник получил подробную инструкцию и понимает, что делать;
  • исполнитель знает, разовое это или постоянное поручение;
  • понимает полномочия и ответственность;
  • мотивирован выполнить задачу. 

Работу стоит поручать с учётом важных правил делегирования:

  • Непосредственность: передавайте дело тому подчиненному, кто будет его  выполнять, чтобы не возникло лишних звеньев и испорченного телефона.
  • Постепенность: вместо того, чтобы навалить помощнику новую гору работы, действуйте поэтапно. Сначала проверьте, что он справляется с предыдущей задачей, потом добавляйте следующую. И так по одной за раз.
  • Чётко формулируйте: что, когда, в какой срок сделать.
  • Разделяйте ответственность: за что отвечаете вы, за что он.
  • Старайтесь выбирать сотрудника компетентнее, по крайней мере в направлении, где поручаете задачу. Не стоит бояться умных подчиненных: они принесут больше пользы общему делу.
  • Не контролируйте в мелочах. Если видите, что сотрудник справляется, ослабьте внимание, дайте простор решать самому и спрашивайте результат.
  • Не делайте за работника: если задает вопросы, посоветуйте, но не пишите за другого подробный план действий.

Также к основным правилам делегирования относится, пусть и стоит особняком в силу удаленности по времени, разбор ошибок сотрудника.

В ряде случаев подчиненный не выполнит задачу или сделает её неправильно. Нужно спокойно разобрать ошибки один на один, выяснить причины принятых решений и узнать предложения по исправлению ситуации. Избегайте критики и негативной реакции, чтобы не усугубить ситуацию и не потерять подчиненного. 

Что произойдёт, если нарушены правила делегирования

Не у всех получается классно делегировать. 

Выбрали не подходящего сотрудника, не убедились в готовности выполнить работу и наличии мотивации. В этом случае задача воспринимается как ненужная дополнительная нагрузка. На неё не хватает ни сил, ни времени, ни желаний, и работа делается для галочки.

Другой вариант — отсутствие чёткой формулировки. Задача будет выполнена не так, как нужно руководителю, или с нарушением срока.

Контроль в мелочах или полное разжёвывание плана работы приводят к беспомощности сотрудника, когда он сидит и ждёт утверждения каждого промежуточного шага. Это долго и сводит на нет усилия по делегированию.

А отсутствие обратной связи лишит шансов в следующий раз получить удовлетворяющий результат.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School