Почему это не работает: 5 мифов об эмоциональном интеллекте
Бизнес-коучи и психологи по всему миру утверждают, что развитый эмоциональный интеллект лидера не только поможет ему в карьерном росте, но и научит классно совмещать работу с личной жизнью.
Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Что такое EI
EI, он же эмоциональный интеллект, — способность человека осознавать и управлять как собственными, так и чужими эмоциями. Правда, в последнем случае уместней использовать термин «влияние».
В этом случае мы смотрим и воздействуем через призму интеллекта, то есть с помощью ума, логического мышления, которое позволяет анализировать, строить планы, решать проблемы и обучаться на основе предыдущего опыта.
Термин приобрел известность благодаря американскому психологу и спикеру Дэниелу Гоулману, который опубликовал в 1995 году свою книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». В работе он утверждает, что всего лишь 15% успеха руководителя зависят от его ума и интеллекта (IQ), а оставшиеся 85% приходятся на эмоциональный интеллект (EI).
Эти цифры и сам подход всколыхнули общественность, которая на тот момент следовала неписаной догме: «Эмоциям не место на работе!»
Топ-менеджеры озадачились и задумались, а книга в итоге стала бестселлером, была издана тиражом в несколько миллионов экземпляров и вышла на 40 языках.
Зачем руководителю высокий эмоциональный интеллект
Те, у кого высокий EI, понимают свои эмоции и в случае неудачи способны их сдерживать и направлять в правильное русло.
Они умеют сами мотивировать себя, в том числе при движении к долгосрочной цели, когда удовольствие от обладания откладывается надолго. Плюс такие руководители и сотрудники способны контролировать уровень стресса, думать и эффективно принимать решения независимо от испытываемых чувств и эмоций.
Начальник с высоким EI вовремя заметит, что он или подчиненные испытывают негативные ощущения, и даже сможет во многих случаях понять причины происходящего.
И если он видит расстроенного сотрудника, то понимает, что добиться от него продуктивной работы в данный момент трудно, и, возможно, стоит закрыть текущую проблему, прежде чем давать новые ответственные поручения.
Как грамотно использовать эмоции в бизнесе
Эмоции подчиненных — это ресурс, которым не стоит разбрасываться.
Вот примеры, как можно использовать его в проекте.
- Злость
Это отличный двигатель. Спортсмены сознательно вызывают злость и даже гнев перед ответственными выступлениями, чтобы мобилизовать ресурсы организма и победить.
Жесткие решения, сложные переговоры, авральная работа с большой отдачей — возможные точки приложения этой эмоции.
- Страх
Если сотрудник боится, попробуйте использовать его подозрительность, свойственную этому состоянию, на благо проекта. Например, поручите найти возможные риски и проблемы как в текущей ситуации, так и в будущем. Будет где подстелить соломки.
- Грусть
Усиливает аналитическое мышление. Поручите сотруднику решать задачи, связанные с аналитикой, и вы не прогадаете: всё будет сделано качественно и в срок.
- Радость
Усиливает способность видеть перспективы, помогает находить удачные идеи и альтернативные варианты, упрощает принятие решений.
Одним из вариантов использования такого приподнятого настроения у сотрудников является мозговой штурм.
Мифы об эмоциональном интеллекте в бизнесе
- EI важнее, чем IQ
Если лидер сосредотачивается только на эмоциях, в ущерб организационным процессам или контролю, ничего хорошего не выйдет. Особенно сильно это вредит бизнесу в том случае, когда сотрудники недостаточно обучены, им не успели передать весь объем профессиональных знаний и навыков.
Поэтому важно уделять внимание всем аспектам интеллекта.
- Правильный лидер чувствует то же, что и подчиненные
Это по сути своей другое явление, которое скорее можно назвать дефектной эмпатией, когда сопереживание доходит до такой степени, что руководитель взваливает себе на плечи весь груз эмоций его команды. В таком случае от них невозможно абстрагироваться и действовать эффективно.
- Вечно хорошее настроение — спутник развитого EI
В нашей стране не принято испытывать и демонстрировать окружающим негативные переживания. Известный пример, когда мальчикам внушают, что им нельзя плакать.
Такой подход приводит к подавлению эмоций и психосоматике, причем за негативными чувствами угасают и позитивные, а после падает мотивация.
- В бизнесе не стоит вообще испытывать эмоции
Мы не бездушные машины, и потому всё равно будут возникать те или иные чувства, в зависимости от обстоятельств. Поэтому проще и правильнее будет осознавать и управлять ими.
- EI — это средство манипулирования
В случае манипуляций для того, кто этим занимается, на первом месте стоит личная выгода. И она держится в тайне.
В случае с эмоциональным интеллектом лидера ситуация другая. Он управляет чувствами и состояниями команды для решения профессиональных задач в короткие сроки и наиболее эффективными методами. И все понимают, что происходит и в чем конечная цель работы.
Как развивать эмоциональный интеллект
EI можно тренировать как мышцы.
Поставьте себя на место вашего собеседника. Проанализируйте своё эмоциональное состояние и как оно влияет на общение. Потом попробуйте предположить эмоции собеседника.
Главная и первая задача — точно определить, что именно вы испытываете. Например, гнев, раздражение или усталость. В каждом случае это своё ощущение, и работать с ним нужно особенным образом.
Повышайте насмотренность на людей. Старайтесь каждый раз во время диалога обращать внимание на испытываемые всеми участниками процесса эмоции, и скоро вы будете лучше понимать окружающих.
Слушайте, читайте, смотрите материалы психологов. Много из того, что раньше было вне зоны вашего внимания, вы станете понимать намного лучше, в том числе мотивацию и чувства, которые управляют поведением.
Или пройдите обучение на нашем курсе, чтобы:
- повысить лидерские компетенции за счет управления эмоциональной составляющей;
- освоить техники защиты от манипуляций;
- повысить эффективность переговоров и продаж;
- улучшить коммуникации с коллегами, руководителями, партнерами и клиентами.
Автор: Ирина Иткинд