ГлавнаяБаза знаний CBSПочему стратегия не может стоить 150 000 рублей

Почему стратегия не может стоить 150 000 рублей

Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting, расскажет, почему полноценная стратегия для бизнеса стоит дорого и какие работы входят в эту стоимость

Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting, расскажет, почему полноценная стратегия для бизнеса стоит дорого и какие работы входят в эту стоимость.

Почему стратегия не может стоить 150 000 рублей Фото 1 

Существует распространенное мнение, что все консультанты — жулики, которые ничем не помогают бизнесу, а только вытягивают из предпринимателей их кровно заработанные. Но так ли это на самом деле? Почему настоящая стратегия не может стоить 150 000 рублей, и из каких составляющих складывается ее стоимость? Давайте разбираться.

Маркетинг

Базой любой стратегии является маркетинг, которого в большинстве российских компаний нет совсем. Под маркетингом я понимаю систематическое изучение трех точек пересечения компании с внешним миром:

  • потребителей;
  • рынка;
  • конкурентов.

Без маркетинга стратегия, как бы полно она ни была прописана, — это фантазии, способность которых обернуться успешными бизнес-проектами зависит от случая.

Глубокое знание собственных потребителей: как и почему они выбирают продукт, где ищут, к чьему мнению прислушиваются и т.д., – это базовая информация, без которой невозможно принять правильные рыночные решения.

Опасно и очень дорого разрабатывать стратегию завода, который знает только своих дилеров, но не представляет конечного потребителя. Сначала нужно получить маркетинговую информацию для принятия верных решений, а постановка системы сбора такой информации – это долго и недешево. Во многих случаях приходится заказывать дополнительные исследования: анкетирование, опросы, фокус-группы, – что увеличивает бюджет.

Обучение

Я не верю в консультантов, разрабатывающих стратегии для своих клиентов в тишине офисов. Такие «кабинетные» стратегии, разработанные в отрыве от плоти и крови компании, окажутся нежизнеспособны по двум причинам:

  • они не используют опыт и идеи сотрудников компании;
  • сотрудники компании психологически не отождествляют себя с такой стратегией, это «чужой» документ, доверять которому не будут.

Только сочетание экспертизы консультантов в стратегическом менеджменте и стратегическом маркетинге с экспертизой сотрудников и собственников компании в том, что они делают каждый день, может дать мощный эффект. Поэтому для разработки стратегии создается рабочая группа из сотрудников компании (как правило, высшего звена).

Однако редко попадаются компании, топ-менеджеры которых владеют навыками и терминологией стратегического менеджмента, которые необходимы для эффективной работы в группе. Поэтому чаще всего разработку стратегии приходится начинать с обучения.

Конечно, это затратно. Но после окончания проекта по стратегии в компании остается команда обученных топ-менеджеров, которые прошли весь цикл разработки. Это означает, что и после ухода консультантов команда сможет вносить коррективы в стратегию, что совершенно неизбежно, так как стратегия не живет вечно. Правильные консультанты помогают сделать так, чтобы процессы стратегического планирования и управления дальше шли без их участия.

Глубина планирования

В России принято отделять стратегию от тактики, но это разделение искусственно и вредно. Под стратегией обычно понимают видение и концепцию, под тактикой – реальный план мероприятий. Но стратегия в этой терминологии может служить только украшением кабинета директора. Стратегия и тактика – это две стороны одной монеты, при этом одна не работает без другой. Стратегия без тактики – мечта. Тактика без стратегии – рискованное движение по рынку на ощупь.

Правильные стратегии могут начинаться со смелой мечты, с прорывной идеи, но заканчиваются всегда скучными планами мероприятий, бюджетами и ключевыми показателями. Владельцу, заплатившему за стратегию, ложится на стол детальный и всесторонний план развития бизнеса с контрольными точками, по которым он может отслеживать его реализацию. Разработка такого плана (с бюджетом) – трудоемкая задача. Обычно проект длится от трех месяцев и более, и потому не может стоить дешево. Если компания или даже человек работает в полную силу три месяца за 150 000 рублей, его доход после вычета налогов составит менее 30 000 рублей в месяц. Вы хотите, чтобы стратегию развития вашего бизнеса разрабатывал человек, оценивающий свой труд в 30 000 рублей в месяц?

Стратегия за 150 000 рублей

Если у вас кафе или парикмахерская, вам не нужна полноценная стратегия от исследования рынка и фокус-групп до сбалансированной системы показателей и инвестиционного бюджета. Это неоправданная трата ресурсов. Вы можете найти узкого профильного специалиста, открывшего в жизни не одно кафе, который даст вам множество дельных советов по настройке ценообразования, продвижения, позиционирования и т.д. Однако при всей очевидной пользе такого консалтинга я бы не назвал это стратегией. Все-таки стратегия – это определенный документ с устоявшейся структурой, а не просто набор советов.

Если вы не готовы инвестировать в развитие бизнеса и 150 000 рублей для вас дорого, на это может быть 2 причины:

  1. Вы не до конца осознаете, какую пользу может принести стратегия, и пока не готовы к ее разработке.
  2. Ваш бизнес слишком мал. Тогда полноценная стратегия действительно не нужна, достаточно заручиться профессиональной поддержкой профильного специалиста.

Успешного развития вашему бизнесу!

Автор: Святослав Бирюлин

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School