ГлавнаяБаза знаний CBSСоздание системы обучения в компании: краткое руководство по разработке и реализации плана

Создание системы обучения в компании: краткое руководство по разработке и реализации плана

Как наладить систему обучения внутри компании

Людмила Городничева, бизнес-тренер компании Right Solution, делится практическим примером того, как наладить систему обучения внутри компании.

Построение системы обучения в компании Фото 1

Управление персоналом в настоящее время сосредоточено на создании успешной программы обучения и развития. Спрос на квалифицированные кадры становится все более распространенным во времена кризиса и острой конкуренции. Хорошо структурированная и эффективно реализуемая программа обучения персонала имеет решающее значение для достижения стратегических целей компании, повышения ее конкурентоспособности и подготовки к любым ожидаемым организационным изменениям. Разработка системы обучения является сложной задачей, и необходимо учитывать несколько серьезных проблем:

  1. Сопротивление. Крайне важно, чтобы сотрудники, особенно руководители высшего и среднего звена, имели четкое представление о целях и преимуществах создания системы обучения и развития. Для этого важно создать, представить и отстаивать идею этой системы перед менеджерами и влиятельными лицами внутри компании. Также должны быть реализованы эффективные стратегии по связям с общественностью для содействия процессам обучения и развития. Важно предвидеть потенциальное сопротивление со стороны лидеров, которые могли иметь негативный опыт обучения, и подготовить убедительные контраргументы на такие возражения, как «Это неэффективно!», «Реальная жизнь другая!» или «Успешные техники — это конкурентное преимущество, которое не один будет учить». Также для успешного внедрения системы обучения и развития крайне важно, чтобы владельцы компании одобряли и продвигали ее значение для сотрудников, что облегчит процесс.
  2. Временные затраты. Анализ имеющихся ресурсов и установление сроков для каждого этапа построения системы обучения и развития имеет решающее значение. Тем не менее, важно иметь в виду, что спешка в процессе может привести к большему количеству недостатков, чем преимуществ, полученных в результате сэкономленного времени.
  3. Финансовые затраты. 
  4. Для определения необходимого бюджета крайне важно рассчитать финансовые затраты на построение системы обучения и развития. Стоимость обучения должна перевешивать стоимость реализации процесса, чтобы убедить лиц, принимающих решения. Иначе возможны возражения и вопросы.

На примере розничной компании с 500 сотрудниками предлагаю рассмотреть разработку системы обучения и развития. Наша работа началась с диагностики текущей ситуации в компании.

Оценка существующей системы обучения

Результаты диагностики показали, что предыдущее обучение было бессистемным, хаотичным и малоэффективным. Обучение включало в себя базовые вводные занятия и иногда приглашало известных бизнес-тренеров для обсуждения тем, которые не всегда имели отношение к конкретному бизнесу. В результате у участников и внутренних заказчиков не было ясности в отношении целей и результатов обучения.

Для повышения эффективности обучения в основу будущей системы были положены модель компетенций и области развития сотрудников, выявленные в ходе оценки персонала. Ранее результаты оценки сообщались только непосредственными руководителями без какой-либо дальнейшей разработки.

Снятие потребностей в обучении

Признание потребности в обучении включает в себя оценку несоответствия между основными знаниями, навыками и способностями, необходимыми для оптимальной профессиональной деятельности, и текущим уровнем развития среди различных групп персонала.

Построение системы обучения в компании Фото 2

Общая идея программы обучения

В результате исследований сформирована следующая концепция обучения, которая включает:

  • Систему обучения и развития с  определением её положения в общей структуре управления персоналом связь с отбором, адаптацией, оценкой эффективности, ротацией, компенсацией и мотивацией персонала.
  • Цели и задачи обучения включают согласование со стратегическими задачами компании, выполнение обязанностей отделами и продвижение индивидуальных планов роста сотрудников.
  • Допуск к обучению групп персонала к которым  относятся руководящий состав, кадровый резерв, подразделения и отдельные работники.
  • Лица, отвечающие за обучение (руководители отдела обучения и развития, корпоративные наставники, директора и менеджеры отделов, высокоэффективные сотрудники, желающие раскрыть свои стратегии успеха).
  • В зависимости от потребностей и возможностей компании используются различные формы, виды и методы обучения.
  • Определение расходов на обучение.
  • Годовая программа обучения, состоящая из внутреннего и внешнего обучения.
  • Документы, регламентирующую процесс обучения (Положение об обучении и развитии, должностные инструкции, внутренние приказы и распоряжения, оценочные формы).
  • Инструменты для оценки эффективности обучения.

Система обучения была создана с учетом потребностей отдельных сотрудников, целевых групп и подразделений, руководящего состава компании и включенных в кадровый резерв сотрудников.

Защита концепции

После формулировки системы обучения и развития важным следующим шагом было представление и защита ее владельцам компании, высшему руководству и руководителям отделов. После утверждения в бюджет на образование были внесены коррективы. Затем на портале была опубликована финальная версия концепции, сопровождаемая положительными отзывами менеджеров. Также было разработано и утверждено подробное Положение об обучении и развитии. Важно привлечь к процессу больше руководителей, чтобы продемонстрировать его ценность и облегчить внедрение системы.

Как только компания осознала структуру и значение системы обучения и развития, она приступила к этапу внедрения, который включал в себя следующие меры:

  • создание учебного центра, набор необходимого персонала (включая бизнес-тренеров, менеджера кадрового резерва и помощника), реализация комплексной стратегии обучения и развития персонала и корректировка по мере необходимости;
  • внутренние бизнес-тренеры создали пакет программ обучения, соответствующий утвержденному плану обучения;
  • привлечение провайдеров  услуг по обучению проводить программы, которые выходят за рамки внутренних тренеров, особенно для менеджеров и кадрового резерва;
  • внедрение электронной библиотеки, направленной на самообразование сотрудников;
  • проведение обучения в соответствии с установленным планом обучения путем координации, организации и проведения;
  • оценка эффективности программы обучения с помощью оценок до и после обучения с участием как участников, так и тренера;
  • после обучения будет оказана поддержка для обеспечения успеха в обучении. Это включает в себя оценку как качественных, так и количественных показателей эффективности через месяц, а также проведение коучинга на рабочем месте.

Система обучения, описанная в этой статье, была разработана, внедрена и реализована в соответствии с целями, задачами и потребностями компании и сотрудников. Это был основной фактор, который привел к его успеху. Со временем система была усовершенствована и усовершенствована для обеспечения оптимального развития компетенций сотрудников и достижения стратегических целей компании.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме HR?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме HR?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School