Работа будущего: 5 трендов рынка труда
Люди или роботы? И то, и другое! Аналитики уверены, что только при слиянии главных бизнес-ресурсов — человеческих и технологических — компаниям удастся преодолеть вызовы новой реальности.
Не удивимся, если в скором времени появятся вакансии в IT-HR-отдел ;-) Так какие задачи будут решать совместно кадровики и айтишники? Давайте разбираться.
1. Взаимодействие роботов и людей (Human and Robot Affairs)
Совершенствование технологий, особенно в сфере искусственного интеллекта, подводит нас к необходимости регулировать взаимодействие «человек-машина». Всё больше бизнес-процессов становится автоматизированными, в том числе и в кадровой сфере.
Данный тренд поддерживают лидеры рынка: Amazon поручила оценку компетенций сотрудников, включая увольнение, роботам.
И тут появляются вопросы, на которые пока нет ответа:
- Как сохранить уникальность и особенность компании, если она станет полностью цифровой?
- Может ли робот принимать решение о найме сотрудника, его повышении или увольнении?
- Сколько сотрудников должно остаться в организации, чтобы сохранить корпоративный дух и культуру?
«Бездушные» машины становятся человечней руководителей: когда собственники бизнеса и ТОП-менеджеры увлечены оптимизацией бизнес-процессов, операционкой и сокращением издержек, то у них не остаётся времени на благодарность сотрудникам. Роботу же ничего не стоит отправить простое «спасибо» за проделанную работу.
2. Поиск и удержание талантов (Talent attract&retain)
В ближайшее десятилетие средний возраст персонала вырастет.
Так, Наталья Журавлёва, управляющий директор «Сбербанка», во время своего выступления на «Конференции возможностей. Карьера» уточнила, что к 2030 году 70% трудовых ресурсов будут составлять сотрудники в возрасте 55+.
Исследования компании Korn Ferry подтверждают этот прогноз. По данным аналитиков, растёт и средний возраст ТОП-менеджеров:
Усилившийся тренд на удалённую работу только ускорит темпы «взросления» команды. Понадобятся IT-инструменты и программы адаптации, которые понятны и молодым, и возрастным талантам.
Также потребуется наладить процесс обмена опытом между различными поколениями и сформировать культуру анти-эйджизма.
3. Обеспечение благополучия сотрудников (Well-being 24/7)
Даже тем компаниям, которые не практиковали заботу о физическом и моральном состоянии команды, в период ограничений приходится знакомиться с его демоверсией: контроль количества заболевших и выздоровевших стал для многих фирм обязательством.
Сформированные за это время навыки пригодятся в борьбе за таланты во время кадрового кризиса.
Работа должна стать вторым домом для сотрудников. Речь не о сплошных переработках и ненормированном графике, а о максимально комфортной среде.
Согласно материалам Deloitte и McKinsey, контроль благополучия сотрудников будет развиваться в следующих направлениях:
- Физическое здоровье. Стимулирование физической активности, занятий спортом, отслеживание физических показателей. Контроль местоположения и тревожные кнопки.
- Профессиональное развитие. Непрерывное обучение, усиление компетенций сотрудников в смежных сферах.
- Психоэмоциональное состояние. Контроль и снижение уровня стресса, улучшение психологического климата в компании.
- Управление финансами. Контроль расходов, инвестиции, пенсионные программы и финансовая грамотность.
- Адаптивные условия работы. Гибкий график, работа по целям и задачам (OKR), трудоустройство из любой точки мира, сокращение общих рабочих часов в неделю.
- Взаимопомощь. Поддержка сотрудников как со стороны компании, так и со стороны коллег. Формирование формальных и неформальных виртуальных команд.
IT-отделам уже стоит заняться разработкой систем HR-аналитики для отслеживания отклонений, измерения уровня стресса и удовлетворённости работой.
4. Обучение и ввод в должность (Zero-learning)
Пока сотрудник проходит обучение, компания вкладывает в него ресурсы как в стартап.
Согласно исследованиям консалтинговой компании O.C. Tanner, до 20% сотрудников уходят из компании в первые 45 дней, а по данным исследования BambooHR, до 30% — в течение полугода.
Получается, что 30% всех инвестиций в адаптацию персонала теряются безвозвратно.
Отсюда возрастающая популярность идеи нулевого обучения, когда сотрудник практически «с колёс» начинает приносить пользу компании.
Достичь роста продуктивности новичков можно за счёт геймификации, снижения требований к должности и оптимизации бизнес-процессов самой компании.
Это тот случай, когда цифровизация действительно на своём месте. Дайте сотрудникам возможность обучаться, решая рабочие задачи.
5. Стратегическое партнёрство с сотрудниками (P2Company)
Если ещё лет 10-20 назад работа всю жизнь на одном месте считалась нормой, то сейчас сотрудники всё охотнее меняют должность и компанию.
По данным hh.ru, зарубежные сотрудники остаются на одном месте в среднем 2-3 года, российские — 3-5 лет, но этот срок всё сокращается.
Сотрудники перемещаются не только на новые места работы, но и в сферах деятельности. Эту возможность им предоставляет фриланс.
Согласно исследования PwC, рынок «свободных художников» будет расти на 20% ежегодно. Каждая четвёртая компания уже размышляет о замещении 30% штата фрилансерами.
Задача компании — разработать эффективные инструменты коммуникации, вовлечения и удержания удалённого штата.
Будущее, которое описывали фантасты, становится реальностью. И чем раньше HR- и IT-отделы выстроят партнёрские отношения, тем успешней станет бизнес на перспективу.
А вы уже заметили новые тренды? С какими кадровыми сложностями сталкивается ваша компания? Поделитесь в комментариях.
Автор: Ирина Иткинд