Разработка конкурентного преимущества: необходимость и возможности
Мария Соколова, спикер City Business School, бизнес-консультант по стратегическому развитию и автор разработок уникальных конкурентных преимуществ, рассказывает, как определить конкурентные преимущества для своей компании.
Что характерно для современных рынков России и Европы? Насыщение спроса и повышенная конкуренция. Из-за этого большинству игроков сложно не только повышать, но и удерживать свои позиции.
Тем важнее становится точно и качественно использовать базовые принципы управления бизнесом, которые гарантированно принесут необходимый доход.
Для этого нужны ярко выраженные конкурентные отличия, дающие возможность покупателям уверенно отличать одно предложение от другого.
Конкурентные преимущества помогут в полной мере раскрыть потенциал компании и продукта, сформулировать предложение, понятное и востребованное целевой аудиторией.
Конкурентное преимущество разрабатывается по двум направлениям.
С одной стороны, нужно оценить ресурсы и организационные возможности компании. С другой — выявить потенциал её маркетинга и продаж, выяснить, насколько эффективно она взаимодействует с целевой аудиторией.
Обзор и анализ внутренних ресурсов позволяют создать неповторимый набор преимуществ, которые помогают компании быть вне конкуренции по определению.
Тут особую важность приобретает способность к качественной реализации долгосрочных стратегических задач.
Первоочередными и наиболее простыми вопросами становятся профессиональные компетенции сотрудников.
Оцените:
- В чём особенности их специализации, отличающие их от коллег из других компаний?
- В чём достижения, превзошедшие их?
- Как именно они способствовали и могут далее способствовать максимизации использования ресурсов компании?
Ответы на эти вопросы выявят платформу для формирования уникального предложения компании рынку.
Оценка потенциала маркетинга и продаж поможет максимизировать её результаты.
Яркой особенностью последнего десятилетия является уклон в работу с цифрами, аналитику, сбор и систематизацию количественных данных о рынке. Делается это с целью развития бренда и, как следствие, продаж компании.
Однако, по сути своей, бренд является эмоциональным, имиджевым ориентиром для целевой аудитории. И одной аналитики для его развития не хватает.
Этим объясняется невысокая успешность большинства брендов, которые не задерживаются на рынке надолго.
Решение — возврат к базовому значению бренда как инструмента, предполагающего, в первую очередь, личное, эмоциональное изучение целевого покупателя, его мотиваций и — главное — его ожиданий.
Нужно определить и разграничить две составляющие позиционирования и продвижения бренда: влияние на целевую аудиторию и выявление её ожиданий и потребностей.
Первую составляющую необходимо сокращать — и сокращать существенно. На практике она снижает интерес целевой аудитории. Вторую — усиливать и развивать. Она способствует росту доверия и интереса.
Таким образом, положив в основу разработки конкурентного преимущества именно ответ на ожидания своего целевого покупателя, можно сформировать основу для долгосрочного стратегического преимущества компании в своей отрасли.
Кроме того, разработка конкурентного преимущества как инструмента подразумевает наличие опыта внедрения подобных проектов.
Тренингов, столь популярных в последние десятилетия, для успеха в этом вопросе совершенно недостаточно. Тренинги дают навык узкой специализации.
Проект разработки конкурентного преимущества требует стратегического мышления и существенного управленческого опыта.
Только в случае применения последних можно избежать ошибок теоретизации и максимизировать потенциальные возможности развития компании, сделав её лидером своей отрасли, ориентиром и образцом для конкурирующих организаций на долгосрочной основе.
Хотите узнать больше? Не пропустите вебинар «Мировые тренды развития предпринимательства» от Марии Соколовой.