Реальная мотивация ваших сотрудников (без сказок о всеобщем благе)
Представьте себе: вы приступаете к руководству новым отделом или компанией. Просите принести дела сотрудников, изучаете, собираете планёрку и…
Давайте определим истинную мотивацию ваших людей, без чего невозможно эффективно работать с командой и достигать цели бизнеса.
А для начала уместно вспомнить о двухфакторной теории мотивации.
Теория Герцберга
В конце 1950-х годов американский психолог Фредерик Герцберг, специализирующийся на сфере управления бизнесом, вывел нестандартное предположение.
В мотивации сотрудников есть два вида факторов.
Первые он называл собственно мотивирующими. Они толкают вперёд, заставляют работать, достигать успеха.
Вторые — гигиенические, или удерживающие на работе. Здесь сложнее. Они не зовут на трудовые подвиги, но благодаря им сотрудник ценит своё место и работает настолько хорошо, чтобы его не потерять.
В некотором смысле последние факторы первичны, поскольку если работник ими недоволен, то мотивировать и поощрять его бесполезно. Он станет искать другую работу.
Теорию проверили в исследованиях, её жизнеспособность подтвердилась. Кстати, самый удивительный вывод Герцберг сделал о зарплате, относя её к гигиеническим факторам и лишив мотивирующего значения. Вывод парадоксальный, но имеющий право на существование.
Мотивы, которые удерживают сотрудника на рабочем месте
-
Вознаграждение
Оплата труда и все доплаты, премии, бонусы должны быть лучше, чем на предыдущем месте работы, и не хуже, чем у конкурентов. - Справедливость оплаты
Есть два важных момента, которые люди понимают и уважают. Во-первых, получать выше должен тот, кто больше и лучше работает. И во-вторых, оплата должна быть прозрачной. Например, если с вас вычитают за обеды в офисе, должно быть видно: где, когда, за что и сколько. - Адекватный руководитель
Никто не хочет работать с хамом, неадекватом, предвзятым начальником. Нет двойным стандартам. Руководитель должен душой болеть за своих сотрудников. Люди это ценят, особенно те, кто уже видел разных начальников. - Условия труда
Комфорт на рабочем месте важен для коллектива. Печенье и кофе, чистая вода, решённый вопрос с обедами, уголок для релакса, обустроенное удобное рабочее место — цепляют народ. - Понятные трудовые процессы
Работник должен знать, какие вопросы и как решаются, с кем взаимодействовать, правила оценки результата. Если критерии постоянно меняются, интуитивны или зависят от ситуации — это не внушает оптимизма. - Отношения с коллегами
Хороший моральный климат в коллективе, взаимопомощь делают жизнь на рабочем месте легче и приятнее. Споры и конфликты угнетают, вызывают утром нежелание идти в офис.
Факторы, мотивирующие к работе
- Комфортная и сытая жизнь
Люди готовы трудиться много и упорно ради будущей благоустроенности. Выясните, что ваши люди понимают под комфортом. Возможно, двухэтажный дом и два авто, или заграничные командировки, или дополнительную неделю к отпуску, чтобы продлить лето. - Признание
В ряде компаний до сих пор есть доски почёта, где каждый месяц обновляют информацию о лучших сотрудниках. Грамоты, звание работника года, ценные подарки и участие в отраслевых конкурсах — если именно это заставит сражаться за результат вашу команду, то почему бы и нет. - Карьерный рост
Для многих лучшим двигателем является движение вверх по служебной лестнице. Создайте кадровый резерв, сделайте правила продвижения прозрачными и можете не беспокоиться о качестве работы подчинённых. - Саморазвитие
Некоторые сотрудники непрерывно в поиске новых знаний, навыков, стремятся к самосовершенствованию в избранных областях. Если работа такой возможности не даёт — они на неё по сути забивают. Предложите им выполнять новую функцию и отправьте на оплачиваемое фирмой обучение с дипломом или сертификатом — и получите преданного работника. - Семья
Здесь речь не только о хороших отношениях в коллективе. Если сотрудники стали большой семьёй, сообща ездят на тусовки и тимбилдинг, а работа частично заменяет им дом и общение — они сделают всё, чтобы жизнь семьи стала лучше. - Сложные задачи
Это редкий тип мотивации, когда удовольствие доставляет сам процесс работы. Эти люди любят то, чем занимаются, и проявляют рвение к сложным задачам с неоднозначным решением. Им нравится быть вовлеченными, ответственными, теми, кто справился и решил проблему.
Как выявить мотивацию сотрудника
- Интервью
Поговорите с работником. Если атмосфера будет доверительной, он многое о себе расскажет сам. Но этот способ требует временных затрат. - Анкетирование
Раздайте анкеты, сотрудники напишут ответы и пожелания. Остается проанализировать и сделать выводы. - Тесты
Тестирование — хороший способ получить информацию про особенности подчинённых. Расшифровкой результатов займётся отдел кадров, а вам останется решить, что с этим делать. - Бизнес-психолог
Это дорогой способ получения информации, который позволяет одновременно работать с человеком. Если ценный сотрудник стал показывать слабые результаты, уместно использовать психолога. Он выявит внутренние конфликты, вовлечённость и окажет компетентную помощь.
Автор: Ирина Иткинд