ГлавнаяБаза знаний CBSРеальная мотивация ваших сотрудников (без сказок о всеобщем благе)

Реальная мотивация ваших сотрудников (без сказок о всеобщем благе)

Что хочет команда на самом деле

Представьте себе: вы приступаете к руководству новым отделом или компанией. Просите принести дела сотрудников, изучаете, собираете планёрку и… 

Давайте определим истинную мотивацию ваших людей, без чего невозможно эффективно работать с командой и достигать цели бизнеса.

А для начала уместно вспомнить о двухфакторной теории мотивации. 

Теория Герцберга

В конце 1950-х годов американский психолог Фредерик Герцберг, специализирующийся на сфере управления бизнесом, вывел нестандартное предположение.

В мотивации сотрудников есть два вида факторов. 

Первые он называл собственно мотивирующими. Они толкают вперёд, заставляют работать, достигать успеха.

Вторые — гигиенические, или удерживающие на работе. Здесь сложнее. Они не зовут на трудовые подвиги, но благодаря им сотрудник ценит своё место и работает настолько хорошо, чтобы его не потерять.

В некотором смысле последние факторы первичны, поскольку если работник ими недоволен, то мотивировать и поощрять его бесполезно. Он станет искать другую работу.

Теорию проверили в исследованиях, её жизнеспособность подтвердилась. Кстати, самый удивительный вывод Герцберг сделал о зарплате, относя её к гигиеническим факторам и лишив мотивирующего значения. Вывод парадоксальный, но имеющий право на существование.

Мотивы, которые удерживают сотрудника на рабочем месте

  • Вознаграждение
    Оплата труда и все доплаты, премии, бонусы должны быть лучше, чем на предыдущем месте работы, и не хуже, чем у конкурентов.
  • Справедливость оплаты
    Есть два важных момента, которые люди понимают и уважают. Во-первых, получать выше должен тот, кто больше и лучше работает. И во-вторых, оплата должна быть прозрачной. Например, если с вас вычитают за обеды в офисе, должно быть видно: где, когда, за что и сколько.
  • Адекватный руководитель
    Никто не хочет работать с хамом, неадекватом, предвзятым начальником. Нет двойным стандартам. Руководитель должен душой болеть за своих сотрудников. Люди это ценят, особенно те, кто уже видел разных начальников.
  • Условия труда
    Комфорт на рабочем месте важен для коллектива. Печенье и кофе, чистая вода, решённый вопрос с обедами, уголок для релакса, обустроенное удобное рабочее место — цепляют народ.
  • Понятные трудовые процессы
    Работник должен знать, какие вопросы и как решаются, с кем взаимодействовать, правила оценки результата. Если критерии постоянно меняются, интуитивны или зависят от ситуации — это не внушает оптимизма.
  • Отношения с коллегами
    Хороший моральный климат в коллективе, взаимопомощь делают жизнь на рабочем месте легче и приятнее. Споры и конфликты угнетают, вызывают утром нежелание идти в офис.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Факторы, мотивирующие к работе

  • Комфортная и сытая жизнь 
    Люди готовы трудиться много и упорно ради будущей благоустроенности. Выясните, что ваши люди понимают под комфортом. Возможно, двухэтажный дом и два авто, или заграничные командировки, или дополнительную неделю к отпуску, чтобы продлить лето. 
  • Признание
    В ряде компаний до сих пор есть доски почёта, где каждый месяц обновляют информацию о лучших сотрудниках. Грамоты, звание работника года, ценные подарки и участие в отраслевых конкурсах — если именно это заставит сражаться за результат вашу команду, то почему бы и нет.
  • Карьерный рост
    Для многих лучшим двигателем является движение вверх по служебной лестнице. Создайте кадровый резерв, сделайте правила продвижения прозрачными и можете не беспокоиться о качестве работы подчинённых.
  • Саморазвитие
    Некоторые сотрудники непрерывно в поиске новых знаний, навыков, стремятся к самосовершенствованию в избранных областях. Если работа такой возможности не даёт — они на неё по сути забивают. Предложите им выполнять новую функцию и отправьте на оплачиваемое фирмой обучение с дипломом или сертификатом — и получите преданного работника.
  • Семья
    Здесь речь не только о хороших отношениях в коллективе. Если сотрудники стали большой семьёй, сообща ездят на тусовки и тимбилдинг, а работа частично заменяет им дом и общение — они сделают всё, чтобы жизнь семьи стала лучше.
  • Сложные задачи
    Это редкий тип мотивации, когда удовольствие доставляет сам процесс работы. Эти люди любят то, чем занимаются, и проявляют рвение к сложным задачам с неоднозначным решением. Им нравится быть вовлеченными, ответственными, теми, кто справился и решил проблему.

Как выявить мотивацию сотрудника

  • Интервью
    Поговорите с работником. Если атмосфера будет доверительной, он многое о себе расскажет сам. Но этот способ требует временных затрат.
  • Анкетирование
    Раздайте анкеты, сотрудники напишут ответы и пожелания. Остается проанализировать и сделать выводы.
  • Тесты
    Тестирование — хороший способ получить информацию про особенности подчинённых. Расшифровкой результатов займётся отдел кадров, а вам останется решить, что с этим делать.
  • Бизнес-психолог
    Это дорогой способ получения информации, который позволяет одновременно работать с человеком. Если ценный сотрудник стал показывать слабые результаты, уместно использовать психолога. Он выявит внутренние конфликты, вовлечённость и окажет компетентную помощь.

Автор: Ирина Иткинд
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме HR?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме HR?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School