Репутация и социальные сети
Что такое репутация, изменилось ли это понятие в современном мире и почему важно использовать соцсети для построения «личного бренда» рассказывает Ирина Баржак, генеральный директор Института публичных выступлений.
Понятие «личный бренд» стало очень популярным. Ему присваивают особые свойства. Но приносит ли сильный бренд собственника прибыль компании? Ведь ежедневно покупая товары, мы чаще всего не задумываемся о том, кто владелец бизнеса. К примеру, мы можем слышать о Тинькове, который широко известен (его можно считать российским образцом личного бренда), но так и не купить ни один из его продуктов. Известность сложно монетизировать. Продажи и личный бренд не всегда коррелируются.
Но! Известность помогает решать многие другие вопросы. В частности, в работе с представителями власти позволяет заключать контракты в сегменте b2b. А зачастую личный бренд отлично помогает в продвижении товара или услуги на рынок. Поэтому работать над имиджем руководителям нужно – факт. А точнее, над репутацией. И одним из сильнейших трансляторов репутации в массы в настоящий момент становятся социальные сети.
Можно выделить несколько кругов, внутри которых распространяется информация о вас. Малый, когда о том, как вы хороши как личность и как специалист, знают только родственники и друзья, средний – друзья друзей и коллеги. Большой, когда ваше экспертное мнение публикуют СМИ. И огромный – социальные сети. Вы можете никогда не встречаться с человеком и даже не знать, что он когда-то заходил на вашу страничку, а тем временем у него уже сформируется о вас устойчивое мнение. Какое? Зависит только от вас!
Репутация сегодня и вчера
Репутацию (от лат. reputatio — обдумывание, размышление) большинство авторов определяет как сложившееся о лице мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств.
В. Даль называл репутацию «славой человека, доброй и дурной, как и чем кто слывет, общим мнением о ком-либо». Согласно словарю Ожегова, под репутацией понимается «создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-нибудь или чего-нибудь».
Недавно Институт публичных выступлений проводил опрос среди молодежи (от 18 до 25 лет) о том, что сегодня входит в понятие «хорошая репутация». Вот какие ответы мы получили:
- Ответственность. Человек, на которого можно положиться.
- Честность, искренность.
- Собственное мнение и несгибаемая позиция. Человек, который имеет свой взгляд на мир, невзирая на чины, моду и проч.
- Внешний вид, который вызывает приятные эмоции. Всегда опрятен, имеет прекрасные манеры, тактичен.
- Активная жизненная позиция. Обязательно занимается общественно- полезным делом: волонтерством, благотворительностью, экологическими акциями.
- Профессионализм. Этот человек является общепризнанным экспертом в своем деле.
- Общая эрудиция. Может поддержать любой разговор.
- Развитие. Тот, кто много читает, учится, посещает театр, кино, концерты.
Ответы размещены в том порядке, в котором были названы. Если перечитать дореволюционные источники, то можно сделать вывод, что понятия хорошей репутации в 21 веке ничем не отличаются от старинных. Отличаются лишь способы трансляции и ореол влияния.
«Наивыгоднейший товар – доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто неправедно, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в себе самом смерть. Жизненно и прочно одно добро», - говорил в 19 веке купец Николай Чукмалдин.
Журнал Fortune в 2005 году проанализировал отношение рынка к репутации компаний и сделал следующие выводы:
- Хорошая корпоративная репутация увеличивает продолжительность получения максимального дохода (эффект отсрочки).
- Хорошая корпоративная репутация может сократить время, которое требуется фирме, чтобы достичь финансовых показателей, сопоставимых со средним уровнем (эффект ведущего показателя).
- Хорошая корпоративная репутация способствует получению и сохранению максимальной прибыли.
В исследовании шла речь о корпоративной репутации. Однако все мы знаем, что бизнес – это всегда проекция руководителя. А это значит, что в большинстве случаев репутация первого лица имеет огромное значение для репутации компании, и эти понятия почти всегда тождественны.
Свойства, присущие продукту, человеку или компании, становятся частью его репутации только тогда, когда об этих свойствах известно окружающим. Причем, чем шире охват, тем устойчивее мнение. Для того чтобы репутация руководителя и компании имела максимальный охват, раньше можно было использовать только традиционные СМИ, участие в конференциях, экспертных советах и проч. Сейчас максимальную трансляцию в мир обеспечивают социальные сети.
Вам есть что скрывать?
Отсутствие человека в социальных сетях в настоящий момент кажется подозрительным. «Вам есть что скрывать?» - спросили деловые партнеры одного моего знакомого, у которого нет ни одного аккаунта. Мир изменился, и также изменилось наше представление друг о друге. Если ранее для того, что составить мнение о человеке, необходимо было с ним общаться и сотрудничать, то сейчас достаточно заглянуть в его профиль в Сети.
У Кастанеды есть цитата: «Плохо то, что те, кто хорошо тебя знают, воспринимают твою личность как вполне определенное явление. И как только с их стороны формируется такое к тебе отношение, ты уже не в силах разорвать путы их представлений о тебе». В интернете это представление еще и широко распространяется. Поэтому образ должен быть заранее тщательно продуман. Кто вы? С кем вы? С какой целью? Эти вопросы стоит задать себе прежде, чем выходить в общество. Сибарит? Зануда? Бегун? Алкоголик? Победитель? – какой образ вы хотите создать, общаясь с людьми в соцсетях? Переломить мнение о себе будет сложно. Лучше заранее отсеивать то, что не работает на цели. Однако это не значит, что все посты на вашей страничке должны быть только о работе. Перед людьми должна раскрываться многогранная личность, но при этом некоторые грани человека должны оставаться в тени.
Ваше мнение о себе и мнение людей довольно часто не совпадают. Но каждый транслирует онлайн только свою проекцию. Про одного из наших бизнесменов ходит такая байка: «Пока он не появился в сетях, мы и не знали, что он настолько глуп». Чаще мы хотим транслировать в мир «улучшенную версию себя», но все равно сквозь все наши посты и комментарии проглядывает истинная сущность. Однако это не значит, что собственной репутацией нельзя управлять. Для этого необходимо стать лидером мнений. Чего вы добьетесь тогда? Сможете влиять на мнения людей, на их решения и судьбы и вдохновлять их на поступки и перемены. А если вас будут рекомендовать, не только клиенты, но и посторонние люди, – цель достигнута. Ведь именно рекомендация – лучший рекламный канал этой планеты. Именно ее и способен обеспечить сильный личный бренд руководителя.
Ирина Баржак