Социальное предпринимательство. Российский опыт
Марина Кирилина, генеральный директор MediaNovation, делится опытом организации социально значимых проектов в России.
Отрадно видеть, что в последнее время бизнес-сообщества в Москве и далеко за ее пределами проявляют активный интерес к социальным проектам. Все чаще и чаще социальные инициативы находят серьезную поддержку в бизнес-среде. Активно создаются и развиваются инкубаторы социального предпринимательства. А это значит, что бизнес чувствует свою ответственность перед обществом.
Социальные проекты – это проекты, направленные на решение социальных, культурных и иных проблем в обществе через технологии бизнеса и осуществляемые прежде всего в частном секторе экономики.
Если обычные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объем продаж) или стоимость акций, то социальные предприниматели в первую очередь принимают во внимание позитивную «социальную отдачу».
Социальное предпринимательство обычно ориентировано на решение социальных, культурных или экологических задач, и в этом аспекте оно сближается с добровольным (некоммерческим, волонтерским) сектором. Прибыль также может приниматься во внимание, но не как самоцель, а скорее как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных или культурных целей организации.
В настоящее время деятельность социальных предпринимателей значительно облегчается за счет использования интернета, с помощью которого они сотрудничают, находят новых единомышленников, распространяют информацию о своей деятельности.
«Город-музей» в Коломне
В новейшей отечественной истории есть примеры, когда социальное предпринимательство вытягивало из экономического небытия целые территории. Назову один из самых известных и титулованных соцпредпринимательских проектов – «Город-музей» в Коломне. Этот проект начался с восстановления производства традиционной пастилы и открытия «Музейной фабрики пастилы в Коломне».
Сегодня «Город-музей» – не имеющий аналогов социокультурный проект, который изменил лицо Коломны. Четыре музея и яблочно-книжный фестиваль благодаря усилиям Натальи Никитиной, генерального директора Коломенского центра развития познавательного туризма, легли в основу музейного квартала в Коломенском посаде. В 2014 году посещаемость музеев некоммерческого партнерства «Город-музей» составила почти 110 тысяч человек.
Социальный бизнес как источник инноваций
Социальный бизнес можно рассматривать как источник инноваций. Расскажу о проекте MediaNovation, который курировала и развивала.
MediaNovation – это новый мультидисциплинарный социальный проект, объединяющий инновации, искусство, образование. Он направлен на популяризацию инноваций и технологий. Выставки проекта объединяют работы медиа-художников, которые создают свои произведения в таких жанрах, как медиа-искусство, искусство науки (science art), инсталляция и фотография, черпая вдохновение в инновационных разработках современности.
Для полноценного взаимодействия инновационного и художественного сообщества организаторами проводится обширная и глубокая образовательная и нетворкинговая программа, направленная на генерацию новых идей, а также специальные события для представителей инновационного бизнеса. В процесс коллабораций задействованы фаблабы и научные лаборатории ведущих вузов, а также мейкеры и производители высокотехнологичной продукции. В качестве соавторов выступили физики, химики, микробиологи, астрономы.
Во время проведения мероприятий создаются безбарьерная и дружественная среда и возможность участвовать и посещать мероприятия сообщества людям с ограниченными возможностями.
Коляска-вездеход для активных людей
Также в качестве примера реализации социального предпринимательства не только в сфере услуг, но и в области высоких технологий хочу привести компанию «Observer» из Калининграда. Ее основал Роман Аранин. В прошлом — военный летчик, затем — успешный бизнесмен. В 2004 году в результате несчастного случая Аранин получил перелом шейного отдела позвоночника, практически полностью лишивший его возможности двигаться. Несколько лет Роман приходил в себя. Новая бизнес-идея выросла из обстоятельств, в которых он оказался. Аранин взялся за разработку собственного образца инвалидной коляски, так как ни одна из моделей, существовавших на тот момент, ему не подходила. В итоге получилась великолепная коляска-вездеход на электрической тяге с уникальными свойствами: она способна взбираться на ступени, перемещаться по песку и пересеченной местности.
Некоторое время спустя от создания единичного изделия Роману Аранину удалось перейти к серийному производству. Сегодня его коляски раскупаются по всему постсоветскому пространству и конкурируют с лучшими европейскими образцами. Таким образом, Аранин смог сделать то, над чем безуспешно билась отечественная промышленность еще в советское время, – предложить рынку удобную и высокотехнологичную отечественную инвалидную коляску.
Катайся со смыслом
В наши дни масса людей катается на велосипедах не только в парках в качестве развлечения и физической активности, но и использует его как средство передвижения по городу, чтобы добираться на работу, ездить за покупками. Облик городов также меняется под этот новый тренд: оборудуются велодорожки и велопарковки, приняты поправки в ПДД, в которых появились велосипедисты как участники движения.
Почему бы не использовать этот тренд и не вовлечь велосипедистов в благотворительную активность? Так возникла идея Cycling for a reason.
В рамках проекта планируется встречаться несколько раз в месяц, готовить еду, собирать вещи первой необходимости для обездоленных и развозить по местам их обитания.
Организаторы проекта вдохновились этой идей после посещения Будапешта, где приняли активное участие в подобной акции. При этом велосообщество Будапешта активно поддерживается крупными ритейлерам и производителями продтоваров. Вооружившись опытом зарубежных коллег, ребята из Cycling for a reason также планируют работать с ритейлерами и поставщиками продуктов. В выигрыше окажутся обе стороны: ритейлеры смогут повысить узнаваемость бренда и улучшить климат восприятия их людьми как социально активными участниками общества, а Cycling for a reason получит необходимые продукты и товары.
Cycling for a reason – первый в России проект, задающий велосипедистам осмысленное направление движения, а обездоленным – надежду на двух колесах. «Катайся со смыслом!» – вот основной девиз ребят.
Социальное предпринимательство и государство
Высокотехнологичные соцпредпринимательские проекты существуют сегодня практически во всех регионах Российской Федерации. Эти люди нередко становятся драйверами роста целых территорий. Отрадно видеть, что и местная власть стала более восприимчивой к инновациям. Ведь совершенно очевидно, что сегодня инновации — это не только технологические новшества, но также своевременные организационные и административные изменения, новые подходы к решению известных проблем, новая комбинация ресурсов. Новая экономика рождается из неосязаемых вещей: идей, информации и взаимоотношений.
Настоящим прорывом для социального предпринимательства должно стать долгожданное принятие поправок в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были внесены на рассмотрение в Государственную Думу летом 2015 года. В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности.
Социальное предпринимательство может стать основой устойчивости государства и общества. Свою важную роль здесь может сыграть крупный бизнес. В тандеме «крупный бизнес и социальный предприниматель» первый становится более социальным, второй – более предприимчивым, а общество — более солидарным и гармоничным.
Уверена, что социальное предпринимательство в ближайшие несколько лет будет расти как количественно (число предприятий, объемы производства и выручки), так и качественно, охватывая все новые сектора, что вполне соответствует общему тренду на структурную перестройку экономики. Кроме того, у социального бизнеса в регионах, как мне кажется, есть еще одна немаловажная миссия — формировать новый позитивный образ предпринимателя в глазах местных сообществ, создавать «моду» на созидательную гражданскую активность.
Автор: Марина Кирилина