ГлавнаяБаза знаний CBSСоциальное предпринимательство. Российский опыт

Социальное предпринимательство. Российский опыт

Марина Кирилина, генеральный директор MediaNovation, делится опытом организации социально значимых проектов в России.

Марина Кирилина, генеральный директор MediaNovation, делится опытом организации социально значимых проектов в России.

Социальное предпринимательство Фото 1

Отрадно видеть, что в последнее время бизнес-сообщества в Москве и далеко за ее пределами проявляют активный интерес к социальным проектам. Все чаще и чаще социальные инициативы находят серьезную поддержку в бизнес-среде. Активно создаются и развиваются инкубаторы социального предпринимательства. А это значит, что бизнес чувствует свою ответственность перед обществом.

Социальные проекты – это проекты, направленные на решение социальных, культурных и иных проблем в обществе через технологии бизнеса и осуществляемые прежде всего в частном секторе экономики.

Если обычные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объем продаж) или стоимость акций, то социальные предприниматели в первую очередь принимают во внимание позитивную «социальную отдачу».

Социальное предпринимательство обычно ориентировано на решение социальных, культурных или экологических задач, и в этом аспекте оно сближается с добровольным (некоммерческим, волонтерским) сектором. Прибыль также может приниматься во внимание, но не как самоцель, а скорее как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных или культурных целей организации.

В настоящее время деятельность социальных предпринимателей значительно облегчается за счет использования интернета, с помощью которого они сотрудничают, находят новых единомышленников, распространяют информацию о своей деятельности.

«Город-музей» в Коломне

Социальное предпринимательство Фото 2

В новейшей отечественной истории есть примеры, когда социальное предпринимательство вытягивало из экономического небытия целые территории. Назову один из самых известных и титулованных соцпредпринимательских проектов – «Город-музей» в Коломне. Этот проект начался с восстановления производства традиционной пастилы и открытия «Музейной фабрики пастилы в Коломне».

Сегодня «Город-музей» – не имеющий аналогов социокультурный проект, который изменил лицо Коломны. Четыре музея и яблочно-книжный фестиваль благодаря усилиям Натальи Никитиной, генерального директора Коломенского центра развития познавательного туризма, легли в основу музейного квартала в Коломенском посаде. В 2014 году посещаемость музеев некоммерческого партнерства «Город-музей» составила почти 110 тысяч человек.

Социальный бизнес как источник инноваций

Социальное предпринимательство Фото 3

Социальный бизнес можно рассматривать как источник инноваций. Расскажу о проекте MediaNovation, который курировала и развивала.

MediaNovation – это новый мультидисциплинарный социальный проект, объединяющий инновации, искусство, образование. Он направлен на популяризацию инноваций и технологий. Выставки проекта объединяют работы медиа-художников, которые создают свои произведения в таких жанрах, как медиа-искусство, искусство науки (science art), инсталляция и фотография, черпая вдохновение в инновационных разработках современности.

Для полноценного взаимодействия инновационного и художественного сообщества организаторами проводится обширная и глубокая образовательная и нетворкинговая программа, направленная на генерацию новых идей, а также специальные события для представителей инновационного бизнеса. В процесс коллабораций задействованы фаблабы и научные лаборатории ведущих вузов, а также мейкеры и производители высокотехнологичной продукции. В качестве соавторов выступили физики, химики, микробиологи, астрономы.

Во время проведения мероприятий создаются безбарьерная и дружественная среда и возможность участвовать и посещать мероприятия сообщества людям с ограниченными возможностями.

Коляска-вездеход для активных людей

Социальное предпринимательство Фото 4

Также в качестве примера реализации социального предпринимательства не только в сфере услуг, но и в области высоких технологий хочу привести компанию «Observer» из Калининграда. Ее основал Роман Аранин. В прошлом — военный летчик, затем — успешный бизнесмен. В 2004 году в результате несчастного случая Аранин получил перелом шейного отдела позвоночника, практически полностью лишивший его возможности двигаться. Несколько лет Роман приходил в себя. Новая бизнес-идея выросла из обстоятельств, в которых он оказался. Аранин взялся за разработку собственного образца инвалидной коляски, так как ни одна из моделей, существовавших на тот момент, ему не подходила. В итоге получилась великолепная коляска-вездеход на электрической тяге с уникальными свойствами: она способна взбираться на ступени, перемещаться по песку и пересеченной местности.

Некоторое время спустя от создания единичного изделия Роману Аранину удалось перейти к серийному производству. Сегодня его коляски раскупаются по всему постсоветскому пространству и конкурируют с лучшими европейскими образцами. Таким образом, Аранин смог сделать то, над чем безуспешно билась отечественная промышленность еще в советское время, – предложить рынку удобную и высокотехнологичную отечественную инвалидную коляску.

Катайся со смыслом

Социальное предпринимательство Фото 5

В наши дни масса людей катается на велосипедах не только в парках в качестве развлечения и физической активности, но и использует его как средство передвижения по городу, чтобы добираться на работу, ездить за покупками. Облик городов также меняется под этот новый тренд: оборудуются велодорожки и велопарковки, приняты поправки в ПДД, в которых появились велосипедисты как участники движения.

Почему бы не использовать этот тренд и не вовлечь велосипедистов в благотворительную активность? Так возникла идея Cycling for a reason.

В рамках проекта планируется встречаться несколько раз в месяц, готовить еду, собирать вещи первой необходимости для обездоленных и развозить по местам их обитания.

Организаторы проекта вдохновились этой идей после посещения Будапешта, где приняли активное участие в подобной акции. При этом велосообщество Будапешта активно поддерживается крупными ритейлерам и производителями продтоваров. Вооружившись опытом зарубежных коллег, ребята из Cycling for a reason также планируют работать с ритейлерами и поставщиками продуктов. В выигрыше окажутся обе стороны: ритейлеры смогут повысить узнаваемость бренда и улучшить климат восприятия их людьми как социально активными участниками общества, а Cycling for a reason получит необходимые продукты и товары.

Cycling for a reason – первый в России проект, задающий велосипедистам осмысленное направление движения, а обездоленным – надежду на двух колесах. «Катайся со смыслом!» – вот основной девиз ребят.

Социальное предпринимательство и государство

Высокотехнологичные соцпредпринимательские проекты существуют сегодня практически во всех регионах Российской Федерации. Эти люди нередко становятся драйверами роста целых территорий. Отрадно видеть, что и местная власть стала более восприимчивой к инновациям. Ведь совершенно очевидно, что сегодня инновации — это не только технологические новшества, но также своевременные организационные и административные изменения, новые подходы к решению известных проблем, новая комбинация ресурсов. Новая экономика рождается из неосязаемых вещей: идей, информации и взаимоотношений.

Настоящим прорывом для социального предпринимательства должно стать долгожданное принятие поправок в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были внесены на рассмотрение в Государственную Думу летом 2015 года. В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности.

Социальное предпринимательство может стать основой устойчивости государства и общества. Свою важную роль здесь может сыграть крупный бизнес. В тандеме «крупный бизнес и социальный предприниматель» первый становится более социальным, второй – более предприимчивым, а общество — более солидарным и гармоничным.

Уверена, что социальное предпринимательство в ближайшие несколько лет будет расти как количественно (число предприятий, объемы производства и выручки), так и качественно, охватывая все новые сектора, что вполне соответствует общему тренду на структурную перестройку экономики. Кроме того, у социального бизнеса в регионах, как мне кажется, есть еще одна немаловажная миссия — формировать новый позитивный образ предпринимателя в глазах местных сообществ, создавать «моду» на созидательную гражданскую активность.

Автор: Марина Кирилина

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School