ГлавнаяБаза знаний CBSСторителлинг в бизнесе. Как стать хорошим рассказчиком

Сторителлинг в бизнесе. Как стать хорошим рассказчиком

Упражнения, которые помогут создавать захватывающие истории на пользу бизнесу

В прошлый раз, повествуя про сторителлинг, мы сделали акцент на удачных примерах использования историй. Сегодня попробуем разобраться, как создавать запоминающиеся истории и можно ли научиться мастерству рассказчика.

Где найти сюжет для истории?

Где найти сюжет для истории

С чего начинается история? Конечно же, с сюжета. Поэтому сначала поговорим о том, где найти те самые волшебные зерна, из которых при должной сноровке можно вырастить необыкновенную историю.

В окружающем мире. Будьте любопытны и расширяйте кругозор. Читайте художественную и научно-популярную литературу, смотрите познавательные фильмы, интересуйтесь разными сферами жизни. Как это может помочь в поиске сюжета? Да очень просто. Неожиданный поворот в романе может натолкнуть вас на интересную идею, а факты о повадках животных и насекомых, спроецированные на мир людей, станут основой для захватывающей истории. Например, фильм «Чужие», который в свое время стал культовым, рассказывает историю об инопланетных созданиях, которые используют людей в качестве инкубатора для своего потомства и управляют их поведением. Нам эта задумка кажется интересной и фантастичной, однако любой биолог сразу скажет, что это нормальное поведение для некоторых насекомых, например, для осы-наездницы, которая откладывает свои яйца в гусеницу и использует ее в качестве пищи для нового поколения.

Но как же распалить в себе любопытство, если кажется, что вас не интересует ничего, кроме той области, в которой вы работаете. Вот несколько упражнений и советов, которые помогут это сделать.

Упражнения на развитие любопытства

Упражнения на развитие любопытства

  1. Разбудите в себе ребенка. Все мы знаем, какие дети почемучки. Взрослым же почему-то кажется, что они уже знают достаточно, и поток вопросов постепенно иссякает. Однако умные люди говорят: чем больше радиус круга наших знаний, тем больше область неизведанного, которую мы осознаем. Поэтому и нам с вами совсем не повредит хотя бы на время перевоплощаться в ребенка. Например, на экскурсии. Процесс познания бесконечен, и вопросы – главные помощники на этом пути. Поэтому очень хорошо, если вы приобретете привычку спрашивать. Что это? Кто создал? Когда это было? Где произошло? Как это сделано? Почему нужно делать так?
  2. Меняйте привычки. Например, хотя бы раз в неделю изменяйте маршрут «дом-работа». Выйдите на пару остановок раньше, если едете на автобусе или трамвае, или сверните на другую улицу, если добираетесь на машине. Еще вариант – выбрать какое-нибудь необычное для вас блюдо в кафе или ресторане. Проведите эксперимент. Это поможет вам сделать много новых открытий и разжечь любопытство.
  3. Заведите новое хобби. Запишитесь на уроки рисования или танцев, займитесь обучением игре на гитаре и т. д. Не бойтесь менять хобби. Чем больше нового вы попробуете, тем больше вам будет хотеться. Хобби, увлечения, сторонние проекты требуют любопытства и активно развивают его. Чем больше у вас хобби, тем больше интересных жизней вы проживаете.
  4. Играйте в психоаналитика. Изучайте людей. В поезде, самолете или транспорте рассмотрите случайного попутчика. Представьте, как его зовут, сколько ему лет, кем он работает, чем увлекается, что может быть в его сумке, куда он едет, есть ли у него дети и т. д. Попробуйте хотя бы раз – и вас с головой затянет в этот увлекательный процесс. Главное, не пропустить свою остановку.
  5. Смотрите фильмы, основанные на реальных событиях. Если фильм понравится, вам захочется узнать больше о реальной истории, на базе которой он создан. В ход пойдут Википедия, поисковики и прочие источники информации. Проверено на себе.

Среди воспоминаний

Среди воспоминаний. В первую очередь обращайте внимание на проблемы, с которыми вы столкнулись, и на все, что пошло не по плану: это отличный материал для сюжета. Неприятности могут быть большими и маленькими – личная трагедия или пара часов ожидания в пробке. Главное, чтобы в истории был смысл и из нее можно было вынести идею, которую вы хотите передать аудитории.

Именно ошибки и неудачи наполняют ваш рассказ эмоциями и напряженностью. Это драма, которая необходима каждой истории. Трудности заставляют нас преодолевать себя и меняться в лучшую сторону. Вспомните последние полгода своей жизни, выделите сложные моменты и попробуйте найти смысл в каждом из них. Подумайте, чему может научить ваша история других, и вот вам готовый сюжет.

Интересный подход к процессу воспоминаний предлагает Нэнси Дуарте в книге «Resonate»:

«Один из интуитивных способов вызвать в памяти истории – это начать думать о каком-то периоде вашей жизни. Вы можете начать «перелистывать» года один за другим или поделить их на периоды, скажем, раннее детство, начальная школа, средняя школа, институт, работа, рождение детей, рождение внуков, выход на пенсию. Или вы можете пойти другим путем: подумайте о различных людях, местах и предметах. Исследуя области, с ними связанные, набрасывайте эскизы того, что вы видите, и записывайте себе как можно больше воспоминаний и связанных с ними эмоций».

В своем воображении

В своем воображении. В конце концов, историю можно просто придумать. Само собой, в этом случае ваша аудитория должна знать об этом. Поверьте, даже выдуманная история будет работать на вас. Так однажды два товарища накупили множество никому не нужных вещей на разных аукционах, потратив 129 долларов. Затем они наняли авторов, которые придумали историю для каждой вещи, и снова выставили свои сокровища на продажу, при этом честно признавшись, что все истории выдуманные. Несмотря на это, они заработали 3600 долларов, а некоторые вещи удалось продать в 100 раз дороже их первоначальной стоимости.

Чтобы научиться придумывать интересные сюжеты, полезно регулярно выполнять упражнения на развитие креативности.

Упражнения на развитие креативности

Упражнения на развитие креативности

1. Друдлы

Друдлы

Что вы видите на рисунке? Кепку, а может компьютерную мышь?

Такой незаконченный рисунок называется друдлом. Глядя на него, нужно предложить как можно больше вариантов, что изображено на рисунке. Лучший ответ – тот, который приходит в голову не сразу, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.

Придумайте хотя бы 10 вариантов для следующего изображения. Например, это могут быть папа с дочкой, которые носят остроносые туфли (ножки девочки стоят между папиными).

Друдлы

2. Аналогии Гордона

Уильям Гордон считал, что творческие идеи помогут найти аналогии, которые он разделил на четыре группы.

Прямая аналогия. Аналогия объекту, которую можно найти в окружающем мире: в человеческом опыте или в жизни природы. Например, для застежки на липучках аналогией является репейник, для шприца – полый комариный нос, а для параплана – крылья птицы.

Символическая аналогия. Аналогия, которая в двух словах описывает суть объекта, показывая его с интересной и противоречивой стороны, и содержит в себе парадокс. Символическая аналогия — независимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном». Например, туман – это ночь днем, вентилятор – твердый ветер, вирусный маркетинг – добродушное коварство.

Фантастическая аналогия. Предусматривает мысленное представление вещей такими, какими они не являются на самом деле, но какими мы бы их хотели видеть. Это безумные идеи, которые могут дать толчок для интересных мыслей. Например, мы бы хотели, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса автомобилей. Или чтобы продукты никогда не портились и всегда оставались свежими.

Личная аналогия. Предполагает попытку встать на место объекта и посмотреть на ситуацию его глазами. Например, попробуйте представить, как живется стулу, на котором мы сидим, или как себя чувствует и чего хочет от жизни электрон, вращаясь с огромной скоростью вокруг ядра атома. Для примера подберем аналогии для приспособления, которое предназначено для переноски ребенка – слинга.

Прямая аналогия. Слинг для малышей напоминает сумку, в которой кенгуру носит своего малыша. Символическая аналогия. Разделенная близость (с одной стороны – ребенок рядом с мамой, а с другой – она почти не ощущает его веса и у нее свободны руки, чтобы заниматься какими-то другими делами или нести сумку).

Личная аналогия. Представляя себя на месте слинга, ты ощущаешь, что должен бережно держать малыша так, чтобы ему было удобно, следить за его самочувствием и состоянием.

Фантастическая аналогия. Личная аналогия наталкивает на фантастическую. Было бы полезно, если бы слинг мог контролировать температуру тела малыша, его пульс и следить за его самочувствием в целом, передавая маме все нужные данные и подавая сигнал, когда требуется.

Теперь вам должно быть понятно, как создавать каждую аналогию, поэтому попробуйте сами придумать все четыре аналогии к слову интернет.

3. Рисунки с использованием предметов

Для тех, кто любит рисовать. В Сети одно время были популярны рисунки, в которых используются обычные предметы, как, например, вот этот.

Рисунки с использованием предметов 

Почему бы вам не попробовать сделать что-то в этом духе. Обыграйте любой предмет, который попадется вам под руку: крышку от крема, скрепку, сережку или шуруп, создав не менее 10 различных рисунков.

4. «Очумелые ручки»

Старайтесь придумывать новые применения обыденным или вышедшим из употребления вещам – скрепкам, лоскуткам ткани, различным баночкам, деталям поломанных приборов. Помните «Очумелые ручки»? Попробуйте иногда играть в эту игру, спрашивая себя: «Что из этого можно соорудить?» Не обязательно сразу претворять свои идеи в жизнь, будет достаточно остановиться на уровне самого замысла.

Придумайте, как можно использовать цветочный горшок (минимум 15 вариантов).

5. Дробление слова

Мозг взрослого человека любит давать оценки и клеить ярлыки на все вокруг. В результате мы получаем узкое и шаблонное мышление. Когда же мы придумываем новые слова, то заставляем мозг включать фантазию. Техника проста: возьмите два любых слова и соедините их в одно. Потом попытайтесь представить, как это выглядит в жизни. Например, брюки и ботинки – брюкотинки (представляются брюки, соединенные с ботинками в одно целое) или ключи и телефон – ключефон (телефон, который может открывать двери, в нем запрограммированные).

Придумайте хотя бы три пары новых слов, используя этот метод.

Как научиться рассказывать интересно

Как научиться рассказывать интересно

Структура истории

В самом упрощенном виде структура истории выглядит так:

Начало (завязка) – описывает ситуацию и задает основу истории, знакомит нас с героями, устанавливает их взаимоотношения и обозначает невыполненное желание героя, которое будет удерживать интригу.

Середина (конфронтация) – разворачивает драматическое действие, возникающее из некоей конфронтации: главный герой сталкивается с какими-то препятствиями, которые не позволяют ему достичь своей цели.

Конец (развязка). Развязка не означает конец, а скорее разрешение проблемы. Добился ли главный герой успеха или провалился? В любом случае герой выходит обновленным.

Точки, в которых начало переходит в середину, а середина – в конец, называются «кульминационными точками фабулы». Такими точками могут стать любые происшествия, эпизод или событие, которые закручивают историю в совершенно ином направлении. Каждая точка подталкивает историю к переменам, к развитию.

Вот какой шаблон с примером, который поможет превратить информацию в историю, предлагает использовать Нэнси Дуарте в своей книге «Resonate».

Структура истории

Советы, которые помогут создать интересную историю

1. Помните о пяти главных элементах истории: обстановке, персонажах, диалогах, конфликте и интриге. Обязательно опишите обстоятельства, в которых происходит развитие событий, не забудьте уделить внимание героям и тому, о чем и как они говорят. Снабдите персонажей мнением. Пассивные и покладистые персонажи никого не привлекают. Пробуйте использовать неожиданные повороты сюжета. Удивление вызывает высвобождение адреналина в мозге, что усиливает формирование памяти. Ну и, пожалуй, самое важное – не забывайте про конфликт. Если нет конфликта, нет и истории.

2. Покажите свою историю. Нет, речь не идет о картинках или слайдах. Вам просто нужно использовать слова, которые помогут вовлечь как можно больше органов чувств ваших слушателей. Например, описывая место действия, сделайте так, чтобы ваша аудитория почувствовала запахи, увидела картинку и услышала звуки, которые раздаются вокруг. Чем больше органов чувств вы сможете задействовать, тем сильнее человек сможет вжиться в вашу историю, а значит, тем большее воздействие она на него окажет. Описывайте все так, будто это происходит у вас на глазах.

Учитесь у авторов художественной литературы. Вот, например, отрывок из книги «Шоколад» Джоанн Харрис. Готовьтесь бежать за шоколадом в ближайший магазин после прочтения.

Некоторые кондитеры покупают не брикеты, а шоколадную массу, но я люблю готовить смесь своими руками. Возня с необработанными тусклыми блоками шоколадной глазури беспредельно завораживает: дробишь их вручную – я никогда не пользуюсь электрическими миксерами, – ссыпаешь в большие керамические чаны, плавишь, помешиваешь, то и дело старательно измеряешь температуру специальным термометром: пока смесь не получит достаточно тепла, чтобы случилось превращение. Есть нечто магическое в процессе преобразования шоколадного сырья в лакомое «золото дураков», волнующее воображение обывателя. Возможно, даже моя мать оценила бы мой труд. Работая, я дышу полной грудью и ни о чём не думаю. Окна распахнуты настежь, гуляют сквозняки. На кухне было бы холодно, если бы не жар, поднимающийся от печей и медных чанов, если бы не горячие пары тающей шоколадной глазури. В нос бьёт одуряющая, пьянящая смесь запахов шоколада, ванили, раскалённых котлов и корицы — терпкий грубоватый дух Америки, острый смолистый аромат тропических лесов. Вот так я теперь путешествую – как ацтеки в своих священных ритуалах. Мексика, Венесуэла, Колумбия. Двор Монтесумы. Кортес и Колумб. Пища богов пузырится и пенится в ритуальных чашах. Горький эликсир жизни.

3. Влияйте на эмоции аудитории. Никакие факты не имеют значения, пока вы не установите с аудиторией эмоциональную связь. Что бы мы ни чувствовали: печаль, радость, испуг – все это помогает нам ощущать себя более живыми. Решения чаще всего принимают на основе эмоций, к которым потом подбирают аргументы, чтобы они казались более логичными. Поэтому важно, чтобы ваша история вызывала эмоции у аудитории. Думайте о том, что должны почувствовать другие люди, которые услышат или прочитают вашу историю, и затем преподносите информацию так, чтобы это сделать. Вспомните ситуации, когда вы сами испытывали такие эмоции. Это укрепит связь между вами и аудиторией, и она начнет относиться к вам с большим доверием и искренностью. Личный каталог историй, связанных с самыми различными эмоциями, – источник весьма полезный, заведите себе такой.

4. Начните историю с середины, с самого интересного момента. Жизнь проходит в хронологическом порядке – и это скучно. События должны идти по нарастающей, но в эмоциональном смысле, а не в хронологической последовательности. Полезно записать все основные события истории на отдельных листах, которые затем можно будет перемешать, чтобы получить необычный порядок. Представьте, что вы кинорежиссер. Ищите моменты истины в вашей истории, которые помогут вам захватить внимание аудитории.

5. Рассказывайте только то, что важно аудитории. Не слишком растекайтесь мыслью по древу и не злоупотребляйте описаниями.

6. Используйте юмор. Юмор – мощный инструмент. Пара уместных шуток может изменить весь настрой аудитории. Смех не только заряжает аудиторию энергией, но также делает ее более внимательной к вам и вашему рассказу. Если конец истории должен содержать серьезный урок, то перенесите шутки ближе к началу. Один из лучших способов – рассказать о том, как вы попали в неловкую ситуацию (в детстве или на новой работе).

7. Не применяйте сложные слова и жаргон, который может быть не знаком вашей аудитории. Чем проще будет ваша история, тем лучше. Рассказывайте о том, что понятно людям, которые вас слушают.

8. Используйте метафоры и аналогии. Хорошо подобранная метафора позволит усилить воздействие истории и сделает ваш рассказ более понятным, особенно если вы пытаетесь донести какую-то сложную идею (например, аудит информационной системы можно сравнить с медицинским осмотром).

9. Рассказывайте о своих неудачах. Все ошибаются. Поэтому если история вашей жизни или компании выглядит идеальной, она не вызывает доверия. Куда интереснее будет, если вы расскажете о том, как совершили какую-то ошибку и чему смогли научиться в результате. Помните, что не вы герой истории, а ваша аудитория. Большинство людей, услышав о чужих проблемах, обычно вспоминают, когда что-то подобное происходило и с ними. С этого начинается сопереживание. Зрители любят ораторов, которые умеют посмеяться над собой. Позвольте себе быть уязвимым. Так вы сможете быстрее найти контакт с любой аудиторией.

10. Если вы застряли, сделайте список того, что НЕ может произойти. После этого вы обязательно найдете подходящий материал и сможете продолжить.

Упражнения: Как стать хорошим рассказчиком

Упражнения: Как стать хорошим рассказчиком

Вот несколько упражнений, которые помогут вам стать хорошим рассказчиком, если вы будете практиковать их как можно чаще.

1. Вопрос «А что, если бы…»

Этот вопрос часто используют писатели, чтобы придумать сюжет для книги. Вот, например, что об этом пишет Стивен Кинг в своем произведении «Как писать книги: Мемуары о ремесле»:

«…в основе моих книг лежит не событие, а ситуация. Одни книги порождены простыми идеями, другие – посложнее, но почти все они начинаются с простотой магазинной витрины или восковой панорамы. Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться. Моя работа – не помогать им выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место, а смотреть и записывать, что будет происходить.

Достаточно сильная ситуация вообще снимает весь вопрос о сюжете, что меня вполне устраивает. Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? («Жребий») Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? («Безнадега») Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала (своего нанимателя)? («Долорес Клэйборн») Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес? («Куджо»)»

Почему бы и вам не использовать этот метод, когда придумываете историю, чтобы стимулировать мозг искать ответ. «А что, если бы…» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. И чем более странные вопросы вы будете задавать, тем более интересный и оригинальный сюжет сможете придумать. А что, если бы животные были разумны и заводили людей в качестве домашних любимцев? А что, если бы на земле не было гравитации? А что, если бы ученые обнаружили еще одну обитаемую планету?

Возьмите чистый лист или откройте на компьютере текстовый документ, засеките на таймере 15 минут и в течение этого времени опишите все, что вам приходит в голову на один из вопросов «А что, если бы…» (можете взять любой из приведенных здесь примеров или придумать свой собственный).

2. Стратегия десяти случайных слов

Психолог Эдвард де Боно рекомендует использовать стратегию десяти случайных слов, чтобы придумать сюжет для истории.

Придумайте захватывающую историю, используя следующие слова:

  • Окно
  • Омуль
  • Кладбище
  • Пенек
  • Инопланетяне
  • Ведро
  • Карандаш
  • Архитектор
  • Каша
  • Голова

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы сочинить сказку, он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом сказки. Допустим, «человек» и «джунгли». Самое банальное их соединение дает начало загадочной сказке «Маленький мальчик потерял родителей и остался один в джунглях» (получается что-то в духе Тарзана или Маугли). Дальше остается лишь раскручивать сюжет: «Кто его воспитывал?», «Как он проводил свои дни?», «Что случилось потом?» и т. д.

3. Специальные игры

Играйте с друзьями или детьми в игры, которые развивают навык рассказчика. Например, вот одна из них с красноречивым названием «Bla-bla-bla».

Игра Bla-bla-bla

Сюжет игры завязан на историях, которые сочиняют сами участники. А помогают им в этом 240 игровых карт с разными темами.

4. Практика

Логично, чтобы стать хорошим рассказчиком, надо практиковаться. Как? Заведите дневник, в котором старайтесь описывать интересные события, которые произошли с вами в течение дня. Особенно эффективно это упражнение, если на первый взгляд ничего интересного и вовсе не происходило. Умение видеть необычное в обычном – полезный навык, который пригодится не только при рассказывании историй.

5. Альтернативная история

Возьмите художественное произведение, которое вам нравится, или какой-нибудь фильм и попробуйте поиграть с сюжетом. Вы можете изменить какую-нибудь кульминационную точку и направить сюжет в другое русло, можете изменить концовку или ввести новых персонажей. Или сделать все и сразу. В любом случае получится интересно.

Теперь, вдохновленные опытом использования сторителлинга в бизнесе и вступившие на путь рассказчика, вы готовы создавать собственные истории. Вам решать, какими они будут: грустными или веселыми, уютными или пугающими, динамичными или спокойными. Главное, чтобы они всегда достигали своей конечной цели – помогали другим понять идею, которую вы хотите донести.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School