Тренды онлайн-бизнес-образования: что ждать осенью 2020
Расскажем о том, какие тренды будут определять бизнес-образование формата онлайн осенью 2020 года и на ближайшие год-два.
Онлайн-образование развивается очень быстро. Связано это и с ростом спроса, и c ростом предложения, и с пандемией. Рассказываем о том, какие тренды будут определять бизнес-образование формата онлайн осенью 2020 года и на ближайшие год-два.
Коронакризис стал очередным катализатором развития бизнес-образования. У людей появились:
- вопросы к офлайн-формату работы и учебы, который небезопасен для здоровья,
- свободные часы для получения новых знаний и навыков,
- опасения, что из-за масштабных сокращений, которые проводят многие компании в рамках оптимизации расходов, будет сложно удержаться на нынешнем месте работы, и еще сложнее — найти новое.
Бизнес-образование тоже все больше уходит в онлайн по объективным причинам:
- экономия времени,
- учеба без отрыва от работы (а значит, с меньшими рисками для карьеры),
- относительно низкая стоимость обучения при том, что качество знаний на уровне среднеотраслевого.
Есть и субъективная причина востребованности, даже популярности бизнес-образования в форме онлайн. Работодатели все теплее воспринимают дипломы и сертификаты с пометкой «дистанционно».
Микро-компетенции на смену фундаментальным знаниям
Микро-компетенции становятся востребованными образовательными единицами. Это больше не объемные «знания» или «специальности», полученные на долгосрочных курсах и программах, а навыки формата «бери и делай»: тайм-менеджмент, ораторское мастерство, владение Excel, digital-английский. На знакомство с ними требуется немного времени, а на выходе человек получает готовый навык и опыт решения практических заданий.
При желание микронавыки можно объединить в образовательные «комбо-продукты» или «конструкторы», которые будут складываться в образовательный профиль и адаптироваться к потребностям каждого отдельно взятого студента.
Но и как самостоятельные единицы микро-навыки будут востребованы: уже сейчас некоторые образовательные платформы за рубежом предлагают «цифровые значки» (digital badges), которые студенты могут получить, освоив микро-навык.
Цифровые значки предлагает американская платформа Credly
Похожий принцип действует в социальной сети для профессионалов Linkedin, которая в прошлом году запустила образовательную платформу с последующей оценкой полученных навыков (Skill Assessment).
Микро-навыки появляются в арсенале и российских бизнес-школ, например, у City Business School есть короткие курсы с упражнениями, тестами и отработкой навыков.
56 мини-курсов, направленных на решение конкретных образовательных задач. По итогам прохождения курса — сертификат.
Партнерства компаний и бизнес-школ
Идея не нова, но адаптируется к новой реальности. Бизнес-школы заинтересованы в результативной учебной практике для своих студентов, компании — в сотрудниках, которых не надо дополнительно обучать и переобучать. И те, и другие осознают, что создание партнерских программ выгодно выделяет их среди конкурентов. Собственно, процесс уже идет: среди преподавателей бизнес-школ много практикующих топ-менеджеров, а в топовых компаниях работают успешные выпускники бизнес-школ.
Более того, компании в партнерстве с бизнес-школами будут выстраивать не просто совместные обучающие программы и налаживать обмен экспертами. Целью станет построение учебных экосистем — с удобным поиском по материалам, интуитивно-понятным интерфейсом, адаптивными механизмами передачи знаний, встраиваемыми в учебу профессиональными задачами.
Интеграция обучения в рабочие процессы
Если раньше сотрудники находили время, силы и мотивацию на то, чтобы получать бизнес-образование, в том числе онлайн, то в ближайшее время работодатели и образовательные проекты будут встраивать учебу в рабочую среду.
В интересах всех трех сторон курсы адаптируются к профессиональным задачам, а результаты обучения привязываются к ключевым показателям. Прежде сотрудники шли учиться в ответ на профессиональный и карьерный запрос, но в дальнейшем учеба будет сразу влиять на результаты работы положительно и наглядно, тем самым усиливать мотивацию.
Пока процесс еще выстраивается, удобным вариантом встроить обучение в рабочий процесс без вреда для личной жизни и отдыха, остается модель обучения по подписке. Так, в City Business School есть программа «MBA по подписке», которая позволяет получить бизнес-образование в индивидуальном темпе.
Симуляции, игры и виртуальный учебный опыт
Игроки рынка дистанционного бизнес-образования, которые уже конкурируют на уровне «полезно/необходимо/престижно», начнут соревноваться на уровне «интересно». Впрочем, это соревнование уже началось.
Длинные инструкции, скрины-«простыни» из учебников, презентации с поднадоевшими графиками перестанут работать. Конкурентные преимущества получат те школы и университеты, которые сумеют быстро внедрить чат-ботов, иммерсивные симуляторы, деловые игры с виртуальной и дополненной реальностью, квесты на освоение профессиональных навыков и другой не просто обучающий, но вовлекающий опыт.
Иммерсивные симуляторы — обучающие игры, максимально похожие на рабочую среду с разнообразными вариантами взаимодействия студента с учебным материалом.
Так, студенты и абитуриенты City Business School уже сейчас могут пройти интерактивный квест «Карьерная страшилка», который помогает определиться с траекторией развития и составить карьерный план.
Активное использование искусственного интеллекта
Если в течение последних 2-3 лет искусственный интеллект (ИИ) был, скорее, инструментом создания и привлечения внимания к образовательным продуктам, то в 2020-м наступит новая для него эра. Причина все более повсеместного распространения технологии — в том, что расходы на внедрение искусственного интеллекта снижаются, а использовать и дорабатывать технологию под внутренние нужды становится всё проще.
Вариантов применения ИИ в дистанционном бизнес-образовании много:
- чат-боты в роли участников рабочего процесса — клиентов, заказчиков, коллег, «покупателей, участников проекта, сотрудников госструктур и других персонажей, грамотное общение с которыми — как репетиция успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- учебные платформы, адаптирующиеся к особенностям каждого студента (его сильным и слабым сторонам личности, скорости выполнения заданий и изучения материала, дисциплинированности);
- системы наставничества и карьерного консультирования, опирающиеся на искусственный интеллект;
- объективная оценка знаний;
- использование аналитики для отбора студентов и корректировки их учебной траектории.
Персонализация обучения
Студентам, записавшимся на один и тот же курс, учебная платформа будет предлагать разные материалы на основании поведения, учебной производительности и сведений из профиля (в том числе имеющегося профессионального опыта). Уже скоро платформы будут отслеживать учебный прогресс с помощью тестирования студентов и их взаимодействия с искусственным интеллектом, а затем «выдавать» учебные материалы в видео-, аудио-, текстовом или игровом формате, опираясь на личные предпочтения.
Персонализация обучения станет эффективным способом не просто улучшить результаты обучения, но увеличить вовлеченность, а значит, и процент завершенных курсов («брошенные» курсы — одна из проблем онлайн-обучения).
Акцент на цифровизацию в программах МВА
Цифровизация, интернет вещей, big data и искусственный интеллект все сильнее влияют на то, как компании создают ценность для клиентов. Выпускникам бизнес-программ не обязательно быть инженерами, аналитиками или программистами, но они должны уметь фильтровать большие объемы информации и находить там ценные данные.
Отвечая вызовам времени и реагируя на возросшую конкуренцию, бизнес-школы онлайн и офлайн-формата будут активно добавлять digital-блоки в свои учебные программы и курсы. Например, программах MBA General и MBA Intensive от City Business School есть модуль «Цифровые технологии». Кроме того, школа предлагает специалистам и руководителям отдельные программы МВА «Digital для руководителей» и «Директор по Digital-маркетингу», которые помогают органично проходить и проводить digital-трансформацию в компаниях.
Автор: Елена Тимофеева
Источник: сайт enjoy-job.ru