Три способа преодолеть кадровый кризис
Что делать, когда на рынке труда нет специалистов нужной вам квалификации, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting.
Плохая ситуация на рынке труда – замкнутый круг. Не имея возможности нанять сильных сотрудников, компания теряет прибыль. Не имея прибыли, она не может позволить себе хороших, а значит и дорогих специалистов. В итоге приходится брать тех, кто есть, и с грустью наблюдать, как они с энтузиазмом «рубят тесто» вместо того, чтобы его «замешивать», т.е. делают совсем не то, что хотелось бы руководителю. Я знаю три способа изменить ситуацию и преодолеть кадровый кризис.
Автоматизация
Тем компаниям, у которых есть деньги, проще. Им по карману современные технологические решения, которые позволяют снизить зависимость от персонала, причем в самых различных областях. Например, в одной из компаний наш субподрядчик внедрил систему управления запасами. В результате компании удалось сократить складские запасы с 30 дней до 21 с дальнейшей перспективой снижения до 14-15. А это десятки миллионов рублей оборотных средств, но главное — ей удалось снизить зависимость от единственного и потому дорогостоящего сотрудника, который знал, как правильно составить план закупок.
В другом случае относительно простые средства малой автоматизации на производстве позволили сократить штат на 20 человек. Если пересчитать, сколько потерь приносили эти люди (а люди не только работают и получают зарплату, они делают брак, совершают ошибки и т.д.), то инвестиции окупились дней за десять. Технологии вытесняют людей повсюду, и глупо этим не пользоваться. Машины отвечают на звонки и сообщения, делают сложные расчеты и фасуют товар. И пусть это делают машины. А высвободившийся ФОТ (фонд оплаты труда) лучше направить на покупку более дорогих сотрудников для должностей, требующих умственных усилий.
Аутсорсинг
Сколько раз твердили миру, что не надо содержать в штате уборщиц, системных администраторов (если вы не IT-компания), юристов, бухгалтеров и т.д. Все это, по крайней мере в крупных городах, в ассортименте представлено на рынке. При этом ответственность юрлица выше ответственности сотрудника, который рискует только своей зарплатой, а качество работы – лучше. Конечно, многое зависит от подрядчика, и не всегда удается найти подходящего с первого раза. Но если поработать, если поискать приличного и заключить с ним SLA (service level agreement), то можно спокойно передавать на аутсорсинг еще и обслуживание транспорта, и часть производственных процессов.
Разгрузив свой ФОТ (а аутсорсинг всегда стоит дешевле – у тех, кто умеет правильно считать), вы сможете пустить его на поиск более квалифицированных маркетологов, продавцов, аналитиков, руководителей – тех, кто активно участвует в создании ценности, а не просто работает согласно Трудовому кодексу.
Обучение
«Менеджмент надо либо учить, либо мочить», — так говорили в одной крупной компании, в которой я работал в совете директоров. Самые умные предприниматели сейчас активно вкладывают средства в обучение сотрудников, поскольку понимают: надежды пойти на рынок труда и купить там звезду утопичны.
Даже нам пришлось осваивать новые профессии. Пришедший по запросу «разработка стратегии» клиент (кстати, очень немаленькая компания) после тщательного анализа ситуации вынужден был признать, что у него полная хана с маркетингом. Взялись за маркетинг, но выяснили, что маркетологи на рынке труда делятся на три типа:
- молодые балбесы, у которых в голове одно «SEO»;
- «креаторы» без знаний и совести;
- застенчивые девушки, способные заказать визитки и ручки с логотипом.
Пришлось разрабатывать систему операционного и стратегического маркетинга, а с рынка труда брать молодое дарование, подающее робкие надежды, и учить.
С тех пор таких проектов было много. Запросы на маркетинг и продажи так или иначе оборачиваются разработкой полного пакета документов по маркетингу или активным продажам с обязательным обучением сотрудников часто силами приглашенного тренера. Не растут сами по себе в провинции (да и в столицах тоже) маркетологи, сильные продавцы и эффективные руководители.
Статья «обучение персонала» должна занять прочное место в бюджете каждой компании, поскольку другого выхода нет. Рынок труда лучше не станет (он вообще имеет неприятное свойство расти в деньгах, одновременно опускаясь вниз по качеству), и эффективные менеджеры к вам в очередь не выстроятся. Учить – единственный выход, даже если половина потом сбежит. Иначе мы так и будем годами выяснять, почему хлеб не пропечен, заказы не доставляются вовремя, а маржа постоянно снижается, даже если поднять цены. А где-то там люди будут запускать в серию беспилотные автомобили и придумывать роботов, с легкостью заменяющих 70% рабочих на стройке.
Автор: Святослав Бирюлин