ГлавнаяБаза знаний CBSТри способа преодолеть кадровый кризис

Три способа преодолеть кадровый кризис

Что делать, когда на рынке труда нет специалистов нужной вам квалификации, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting.

Что делать, когда на рынке труда нет специалистов нужной вам квалификации, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting.

Кадровый кризис

Плохая ситуация на рынке труда – замкнутый круг. Не имея возможности нанять сильных сотрудников, компания теряет прибыль. Не имея прибыли, она не может позволить себе хороших, а значит и дорогих специалистов. В итоге приходится брать тех, кто есть, и с грустью наблюдать, как они с энтузиазмом «рубят тесто» вместо того, чтобы его «замешивать», т.е. делают совсем не то, что хотелось бы руководителю. Я знаю три способа изменить ситуацию и преодолеть кадровый кризис.

Автоматизация

Тем компаниям, у которых есть деньги, проще. Им по карману современные технологические решения, которые позволяют снизить зависимость от персонала, причем в самых различных областях. Например, в одной из компаний наш субподрядчик внедрил систему управления запасами. В результате компании удалось сократить складские запасы с 30 дней до 21 с дальнейшей перспективой снижения до 14-15. А это десятки миллионов рублей оборотных средств, но главное — ей удалось снизить зависимость от единственного и потому дорогостоящего сотрудника, который знал, как правильно составить план закупок.

В другом случае относительно простые средства малой автоматизации на производстве позволили сократить штат на 20 человек. Если пересчитать, сколько потерь приносили эти люди (а люди не только работают и получают зарплату, они делают брак, совершают ошибки и т.д.), то инвестиции окупились дней за десять. Технологии вытесняют людей повсюду, и глупо этим не пользоваться. Машины отвечают на звонки и сообщения, делают сложные расчеты и фасуют товар. И пусть это делают машины. А высвободившийся ФОТ (фонд оплаты труда) лучше направить на покупку более дорогих сотрудников для должностей, требующих умственных усилий.

Аутсорсинг

Сколько раз твердили миру, что не надо содержать в штате уборщиц, системных администраторов (если вы не IT-компания), юристов, бухгалтеров и т.д. Все это, по крайней мере в крупных городах, в ассортименте представлено на рынке. При этом ответственность юрлица выше ответственности сотрудника, который рискует только своей зарплатой, а качество работы – лучше. Конечно, многое зависит от подрядчика, и не всегда удается найти подходящего с первого раза. Но если поработать, если поискать приличного и заключить с ним SLA (service level agreement), то можно спокойно передавать на аутсорсинг еще и обслуживание транспорта, и часть производственных процессов.

Разгрузив свой ФОТ (а аутсорсинг всегда стоит дешевле – у тех, кто умеет правильно считать), вы сможете пустить его на поиск более квалифицированных маркетологов, продавцов, аналитиков, руководителей – тех, кто активно участвует в создании ценности, а не просто работает согласно Трудовому кодексу.

Обучение

«Менеджмент надо либо учить, либо мочить», — так говорили в одной крупной компании, в которой я работал в совете директоров. Самые умные предприниматели сейчас активно вкладывают средства в обучение сотрудников, поскольку понимают: надежды пойти на рынок труда и купить там звезду утопичны.

Даже нам пришлось осваивать новые профессии. Пришедший по запросу «разработка стратегии» клиент (кстати, очень немаленькая компания) после тщательного анализа ситуации вынужден был признать, что у него полная хана с маркетингом. Взялись за маркетинг, но выяснили, что маркетологи на рынке труда делятся на три типа:

  • молодые балбесы, у которых в голове одно «SEO»;
  • «креаторы» без знаний и совести;
  • застенчивые девушки, способные заказать визитки и ручки с логотипом.

Пришлось разрабатывать систему операционного и стратегического маркетинга, а с рынка труда брать молодое дарование, подающее робкие надежды, и учить.

С тех пор таких проектов было много. Запросы на маркетинг и продажи так или иначе оборачиваются разработкой полного пакета документов по маркетингу или активным продажам с обязательным обучением сотрудников часто силами приглашенного тренера. Не растут сами по себе в провинции (да и в столицах тоже) маркетологи, сильные продавцы и эффективные руководители.

Статья «обучение персонала» должна занять прочное место в бюджете каждой компании, поскольку другого выхода нет. Рынок труда лучше не станет (он вообще имеет неприятное свойство расти в деньгах, одновременно опускаясь вниз по качеству), и эффективные менеджеры к вам в очередь не выстроятся. Учить – единственный выход, даже если половина потом сбежит. Иначе мы так и будем годами выяснять, почему хлеб не пропечен, заказы не доставляются вовремя, а маржа постоянно снижается, даже если поднять цены. А где-то там люди будут запускать в серию беспилотные автомобили и придумывать роботов, с легкостью заменяющих 70% рабочих на стройке.

Автор: Святослав Бирюлин

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School