Цели и виды конкурентных стратегий

История бизнеса знает множество примеров, когда небольшие компании становились лидерами рынка, а гиганты — исчезали в небытие. Секрет их успеха или неудачи часто кроется в выборе конкурентной стратегии. Давайте разберемся, почему это так важно.

Хотите знать больше о целях и задачах конкурентных стратегий? Читайте дальше и узнайте самое важное:

Стратегическая цель конкурентной стратегии

Задачи конкурентных стратегий

Виды конкурентных стратегий

Базовые конкурентные стратегии

Стратегия синергизма

Стратегия инноваций

Стратегия конкурентного роста

Стратегия голубого океана (Blue Ocean Strategy, BOS)

Стратегия обороны

Стратегическая цель конкурентной стратегии

Главная цель конкурентной стратегии — достижение и поддержание конкурентного преимущества на рынке. Эту основную цель можно разделить на 4 промежуточные цели:

  • Обеспечение устойчивого положения компании.

  • Максимизация прибыли.

  • Увеличение рыночной доли.

  • Создание барьеров для новых конкурентов.

Задачи конкурентных стратегий

Конкурентные стратегии решают целый комплекс взаимосвязанных задач, которые направлены на достижение лидирующих позиций на рынке. Рассмотрим их подробнее:

  • Анализ конкурентной среды. Мониторинг действий конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон.

  • Сегментация рынка. Выявление наиболее перспективных сегментов, определение потребностей клиентов.

  • Разработка УТП (уникального торгового предложения). Формирование отличительных характеристик и конкурентных преимуществ продукта.

  • Оптимизация ресурсов. Рационализация производственных процессов, логистики и других затрат.

  • Укрепление рыночных позиций. Развитие дистрибьюторской сети, усиление бренда.

Виды конкурентных стратегий

Конкурентные стратегии можно разделить на несколько основных категорий, каждая из которых имеет свои особенности и механизмы реализации. 

Базовые конкурентные стратегии

Общие конкурентные стратегии для разных направлений бизнеса:

  • Стратегия лидерства по издержкам. Суть — минимизация затрат при сохранении достаточно высокого качества (Fix Price, Walmart).

  • Стратегия дифференциации. Суть — создание уникального продукта или услуги высокого качества по премиальным ценам (Apple, Tesla).

  • Стратегия фокусирования. Суть — концентрация на конкретном сегменте рынка (BMW, Nike Free).

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
Курсы директора по маркетингу

Стратегия синергизма

Основана на объединении различных ресурсов и компетенций. Возможные формы — слияния и поглощения, стратегические альянсы, совместные предприятия.

Главные принципы стратегии синергизма:

  • Объединение ресурсов для достижения лучших результатов.

  • Использование взаимодополняющих активов.

  • Совместная оптимизация затрат.

  • Усиление конкурентных преимуществ.

Пример — объединение Disney и Pixar создало синергетический эффект в анимационной индустрии.

Стратегия инноваций

Фокусируется на создании уникальных продуктов и услуг. Основные направления:

  • Разработка новых технологий.

  • Улучшение существующих продуктов.

  • Создание инновационных бизнес-моделей.

Пример: Tesla постоянно внедряет инновационные технологии в производство электромобилей.

Стратегия конкурентного роста

Направлена на увеличение рыночной доли компании и укрепление позиций в отрасли. Основные векторы развития:

  • Развитие существующих продуктов.

  • Концентрация на маркетинге.

  • Оптимизация ценообразования.

Пример успешного использования стратегии конкурентного роста — компания Samsung, которая постоянно расширяет ассортимент электроники и выходит на новые рынки.

Стратегия голубого океана (Blue Ocean Strategy, BOS)

Предполагает создание нового рыночного пространства без конкуренции. Основные положения этой стратегии:

  • Создание неоспоримой ценности для потребителей.

  • Отказ от конкуренции путем создания нового рыночного пространства.

  • Сочетание дифференциации и низкой стоимости.

Пример — компания Cirque du Soleil, которая создала новый рынок, объединив цирк и театр.

Стратегия обороны

Эту стратегию используют, когда нужно защитить уже достигнутые результаты и предотвратить потерю конкурентных преимуществ. Главные элементы стратегии:

  • Защита существующих рыночных позиций.

  • Защита уязвимых направлений.

  • Гибкое реагирование на изменения.

Пример — компания Coca-Cola постоянно обновляет ассортимент, проводит масштабные рекламные кампании и развивает дистрибьюторские сети, чтобы защитить свой бренд.


Если вы правильно выберете конкурентную стратегию, то наверняка сможете сделать ваш бизнес успешным. Проявляйте гибкость и будьте готовы адаптировать свою стратегию под переменчивые условия бизнеса — так вы сможете обеспечить для себя долгосрочный успех и устойчивое развитие.



Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
Подробнее
Курсы директора по маркетингу

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
Курсы директора по маркетингу