Цели, задачи и методы управления процессами производства на предприятии
«Производить большие партии изделий выгоднее, чем мелкие», — заявил Генри Форд, один из основоположников массового производства. Современное управление процессами производства продукции — это сложный комплекс мер, при котором выпускаемая продукция соответствует требованиям при минимальных затратах.
В статье расскажем о том:
-
какие цели и задачи ставит управления процессом производства;
- какие бывают методы в управленческом менеджменте;
- как проводится анализ управления процессами производства.
Цели и задачи управления процессами производства на предприятии
В двадцатом веке конвейерное производство стало основой мировой экономики. «Фордизм» стал главной методологией управления производственным предприятием. Он предлагает модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах. После Второй мировой войны появились новые методологии:
- Lean Manufacturing (LM) — Бережливое производство;
- Quick Response Manufacturing (QRM) – Быстрореагирующее производство;
- Agile Manufacturing (AM) – Активное производство.
Новые концепции предполагают абсолютное качество. И ради его достижения ведется постоянное совершенствование процесса управления производством.
Ключевая цель производственного менеджмента — наладить регулярное производство качественной и конкурентной продукции. Среди остальных целей:
- Запустить продукт с максимальной экономией всех ресурсов: временных, производственных. материальных.
- Сформировать гибкую и адаптивную структуру управления процессом производства.
- Освоить технологически сложные производства.
- Постоянно повышать качество продукции.
- Организовать управление кадровым составом.
- Соблюдать ограничения и правила производства, техбезопасности и т.д.
Для достижения вышеупомянутых целей руководителю необходимо решить следующие задачи:
- Внедрение инноваций в производственный процесс.
- Автоматизация бизнес-процессов.
- Сокращение производственных затрат.
- Снижение себестоимости продукта.
- Повышение эффективности использования ресурсов.
Качество продукта — это единственный критерий, на которые руководителю стоит ориентироваться при выборе тех или иных задач.
Методы управления процессами производства
Процессное моделирование. Описывает и визуализирует производственные процессы с помощью графических моделей. Позволяет лучше понять и анализировать происходящее, выявить узкие места и возможности для улучшения.
Управление запасами. Включает определение оптимального объема запасов всего необходимого: сырья, комплектующих, готовой продукции. Позволяет избежать недостатка или избытка запасов, сократить издержки на хранение и улучшить общую эффективность производства.
Качество и контроль качества. Включает разработку, внедрение и контроль исполнения стандартов качества и их постоянное улучшение.
Управление производственными ресурсами. Состоит из планирования и контроля использования оборудования, трудовых ресурсов и материалов. Помогает оптимизировать применение ресурсов, снизить затраты и повысить производительность.
Управление временем и сроками. Сюда относятся планирование и контроль выполнения производственных процессов. Цель метода — избежать задержек и простоев, снизить затраты и повысить эффективность производства.
Анализ управления процессами организации производства
Как понять, что производством управляют эффективно? Продукция выпускается без перебоев, а финансовые показатели растут. Эти два показателя и является целью процесса управления производством.
Эффективность напрямую зависит от разумной оценки происходящих внутри компании процессов. Она:
- выявляет сильные и слабые стороны управления производством;
- определяет возможности и пути модернизации структурных, управленческих и информационных систем бизнеса;
- помогает внедрять новые решения и оптимизировать существующие процессы;
- позволяет снижать издержки;
- находит "узкие" места;
- предупреждает кризисные ситуации;
- помогает избежать кассовых разрывов;
- повышает прозрачность бизнес-процессов.
Аналитика начинается со сбора данных. Эта информация оценивается и на основе анализа составляются отчеты, прогнозы и рекомендации по устранению выявленных недостатков.
На начальном этапе предпринимателям рекомендуется активно участвовать в составлении подобной аналитики, чтобы разбираться в ключевых показателях. Без понимания важности цифр и погружения в бизнес-процессы построить успешный бизнес сложно. Аналитика позволяет, опираясь на объективные факты, принимать стратегические решения.