ГлавнаяБаза знаний CBSУправление финансовым циклом, или «Где деньги?»

Управление финансовым циклом, или «Где деньги?»

Святослав Бирюлин,  генеральный директор  Sapiens Consulting, объясняет, почему в бизнесе нередко возникает ситуация, когда прибыль есть, а денег нет. Вы узнаете, как этого избежать и причем тут финансовый цикл.

Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting, объясняет, почему в бизнесе нередко возникает ситуация, когда прибыль есть, а денег нет. Вы узнаете, как этого избежать и причем тут финансовый цикл.

 

Как-то утром 2010 года, подъезжая к офису, я увидел у проходной столпившихся сотрудников нашего арендатора. Они молча стояли под дождем и ждали своего работодателя, чтобы получить зарплату или хотя бы трудовые книжки. Трудовые книжки позже нашлись в распахнутом сейфе, а вот денег сотрудники так и не увидели. При этом накануне собственник компании хвастал мне, что получил хорошую прибыль.

Прибыль есть, а денег нет

Понятие «прибыль» в смысле «доходы минус расходы» понятно нам интуитивно, даже если мы не занимаемся бизнесом. Такое понимание приводит к ложному представлению о том, что большая прибыль – обязательно хорошо.

Возьмем наш пример. Согласно управленческому учету компания нашего арендатора до последней минуты была прибыльной – в том смысле, что начисленные доходы превышали начисленные расходы. Такую прибыль журналисты часто называют «бумажной», так как на бумаге она есть, а фактически у предприятия нет денег, чтобы рассчитаться с сотрудниками, поставщиками и арендодателями. Где же деньги? А деньги заморожены в складских запасах и дебиторской задолженности.

Склад сырья у нашего арендатора равнялся четырехмесячному обороту компании, хотя все поставщики находились в радиусе 100 километров, и экономического смысла в таких запасах не было. Дилеры расплачивались за продукцию весьма скверно, но ради роста выручки компания им это прощала. Кроме того, компания активно работала с госзаказами. А государственные заказчики, как известно, в вопросах своевременной оплаты не слишком щепетильны. Все это и привело к тому, что собственник сбежал, а работники остались без зарплаты.

Что такое финансовый цикл и зачем им управлять

Круговорот денег в бизнесе, которые заходят в компанию (от клиентов, акционеров или банков), идут на оплату сырья, превращаются в товар, уходят покупателям в виде товара и вновь возвращаются в бизнес – это и есть финансовый цикл. Им необходимо управлять, чтобы не оказаться в ситуации кассового разрыва, когда независимо от того, что у вас написано в строке «прибыль», вам нечем платить по счетам.

В кризисные времена деньги важнее прибыли. Если вы убыточны «на бумаге», но на счетах у вас есть деньги, у вас есть шанс на выживание. А вот если у вас есть «бумажная» прибыль, а на счетах пусто, вам придется думать, чем бы еще заняться в будущем, когда вы решите все проблемы с кредиторами.

Кроме того, грамотное управление финансовым циклом помогает повысить прибыль. Рассмотрим реальный пример.

Производственная компания со среднемесячной выручкой в 15 миллионов рублей и с чистой прибылью 600 000 в месяц держала на складе трехмесячный запас сырья. Валовая прибыль (продажи минус сырье) составляла 40%, и таким образом на складе всегда «валялись» 27 миллионов рублей (15 млн руб. 60% 3 месяца). При этом компания обслуживала банковский кредит в размере 7 миллионов рублей по ставке 15% годовых, платя за него, таким образом, 1 млн 50 тыс. в год живых денег. Мы провели анализ, который показал, что запас можно сократить до 2 месяцев, то есть на 9 миллионов рублей. Эти деньги были запущены в оборот. Компания отказалась от кредита и в результате увеличила свою годовую прибыль на 1 млн 50 тыс. рублей или на 14,5%, а также избавилась от постоянных сложностей, с которыми связано получение и продление кредитов.

Как управлять финансовым циклом грамотно

Наймите финансиста

За деньги во многих компаниях до сих пор отвечают бухгалтера, а для них важнее, чтобы дебет сошелся с кредитом, и чтобы у налоговой не было претензий. Наймите грамотного финансиста и наделите его полномочиями разрабатывать нормативы по запасам, дебиторской задолженности (ДЗ), кредиторской задолженности (КЗ) и т. д.

Мотивируйте сотрудников соблюдать нормативы, разработанные финансистом

Во многих российских компаниях финансисты лишь констатируют «посмертно» факты о прибыли, ДЗ, КЗ, запасах и так далее, но не в силах повлиять на эти цифры. На ДЗ влияет коммерческий директор, на запасы – закупщики или производство. Но ни у коммерческого директора, ни у производства нет, как правило, мотивации на эффективность финансового цикла. Они выполняют планы продаж, выпускают продукцию, обеспечивают поставки, но чаще всего даже не понимают, как их действия влияют на финансовый цикл. Поэтому сделайте так, чтобы соблюдение нормативов влияло на бонусы соответствующих должностных лиц.

Дисконтируйте ДЗ и запасы

В одной из компаний, которой мы помогали, экономист следил за ДЗ, КЗ, кредитами и запасами – основными «пожирателями» оборотного капитала. По его расчетам, все должно было быть хорошо, но в реальности денег вечно не хватало – и компания, как водится, наращивала займы.

Проблема крылась в том, что это были за запасы и что за ДЗ. В балансах компаний ДЗ обычно отражается единой величиной, например – 5 миллионов. Но дебиторка дебиторке рознь: в эти пять миллионов может войти как живая, рабочая ДЗ, так и проблемная (суды с клиентами, просрочки) или вовсе невозвратная, существующая лишь на бумаге, когда должник давно банкрот или исчез. Запасы тоже бывают разными. Что-то действительно скоро уйдет в производство или продажу, но чаще всего на складах любой российской компании пылится много того, что не распродать и с существенным дисконтом. Формально это – оборотные активы, а по сути – либо ноль, либо около того.

Мы предложили дисконтировать ДЗ и запасы, то есть учитывать их в управленческом балансе не по номинальной стоимости, а с учетом вероятности возвращения в оборот. Например, невозвратную ДЗ оценить в 0 рублей, судебную – в 50% от номинала и т. д. Аналогично мы поступили с запасами. И тогда мы увидели, что реальные оборотные активы существенно меньше обязательств, что и порождало вечную денежную дыру.

Итак, управление денежным циклом должно стать неотъемлемой частью вашей работы. Финансовая грамотность (наравне с маркетинговой) обязательна для компаний, которые хотят быть успешными в ближайшие годы.

Автор: Святослав Бирюлин

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School