Уроки топ-менеджеров: с чем идём в 2024-й
2020-2022 гг. стали нелёгким периодом для российских компаний. Но бизнес выжил и сделал выводы.
На перестройку внутри компаний ушёл весь 2023-й, который объективно был спокойнее.
Давайте посмотрим, какая ситуация сложилась на рынке к началу 2024-го.
Российские компании идут собственным путём
Буквально до 2022 г. перемены в бизнесе происходили под руководством западной практики и консалтинговых агентств, которые её транслировали. А общим ориентиром выступали бизнесы-гиганты типа Гугла или Майкрософта: на них стремились походить, брали пример.
Что происходит сейчас?
Бизнес-консультанты заняты другой задачей — спасти собственный бизнес: спрос на их услуги сильно упал, а чужой опыт не ложится на современные российские реалии.
Типичная иллюстрация.
Ещё несколько лет назад детали для производства можно было заказать в США, Германии и других странах. Проверенные поставщики, отработанные логистические пути.
Собственно, весь мир так делает до сих пор: покупает там, где лучше и выгоднее, это реальность глобализации.
Отечественному же бизнесу приходится изобретать собственный паровоз или крутиться в попытке найти новых поставщиков в других странах, постоянно искать альтернативные каналы закупки.
Это сложно, особенно если вспомнить о том, что многие использовали чужие технологии, запчасти, оборудование, сырьё, методики обучения персонала и даже рынки сбыта. Теперь приходится всё это импортозамещать, что создаёт большие проблемы и требует неординарных решений.
Разница между бизнесами, работающими на внутренний и внешний рынок, становится всё заметнее
Те компании, которые по-прежнему продают продукцию за рубеж, вынуждены строго соблюдать мировые стандарты. Более того, на их товары смотрят всё более придирчиво и оценивающе, приходится непрерывно участвовать в гонке на «соответствие». Плюсом идёт жесткая конкурентная борьба по качеству за место на полке у избалованных потребителей.
Производства, работающие на внутренний рынок, ставят перед собой принципиально другие задачи. Они планируют как можно быстрее выдать товары, заменяющие ушедшие импортные, и при этом поставить их на рынок максимально дёшево, чтобы захватить освободившиеся ниши. Здесь идёт замещение аналогами и передел рынка, а заказчик ориентируется прежде всего на низкую стоимость, поскольку покупательная способность россиян прирастает крайне медленно.
Нельзя однозначно сказать, чья задача проще. Они разные, и со временем отличия будут усиливаться.
Устойчивость: всё не то, чем кажется
Еще несколько лет назад, приезжая в любой город, вы могли быть уверенными, что найдёте там McDonald’s и сможете отведать знакомые блюда.
Мебель? Икеа.
Кондитерские изделия? Fazer.
Список можно продолжать долго.
Всё казалось незыблемым, стабильным. Но, как выяснилось, это была иллюзия. Постоянное ушло в одно мгновение, и возникла необходимость альтернативы. Надо понимать, что заместить ряд продуктов и услуг достаточно сложно, например, если речь идёт о программном обеспечении для ведения бизнеса. Это задача не одного месяца, и даже не года. И ряду фирм её пришлось реализовывать с нуля.
Стратегия подождёт
Раньше крупный бизнес понимал своё будущее.
Например, в 2021 году по данным Московской биржи без малого четыре десятка крупных российских компаний планировали размещать акции на международном IPO.
Сейчас планы свёрнуты: все ждут, когда ситуация успокоится, и станет понятно, что делать дальше.
Отечественные компании стараются переориентироваться на внутренний рынок, прописанные за рубежом — сменить юрисдикцию на Россию. Многие откладывают участие в международных симпозиумах и конференциях, сосредотачиваются на тактических шагах и ежедневных рабочих процессах. А что будет потом — покажет время. И это работающий, действенный подход.
В центре внимания — люди
Во время кризисов на первое место выходит человек.
Во-первых, это повышенное внимание к лидеру, который должен стать для коллектива вдохновителем, поддержкой, оплотом стабильности в бушующем море перемен. К тому же топ-менеджерам нужно расти, развиваться в условиях нехватки времени и ресурсов.
Во-вторых, тенденция последних лет — дефицит качественных кадров. В результате компании пересматривают мотивацию, вспоминают о горизонтальной карьере, вкладываются в развитие своего персонала, чтобы воспитать собственных сильных топов.
В ближайшие годы прогнозируется серьёзный фокус на привлечение и удержание высокоэффективных, достойных работников.
Все эти тенденции станут определять ситуацию как минимум на ближайшие 2-3 года, а значит, бизнесу придётся их учитывать при стратегическом планировании, считаться с ними. Но главное понятно: худшее уже позади, бизнес выстоял и теперь начнёт плавное и неуклонное движение вверх.
Автор: Ирина Иткинд