ГлавнаяБаза знаний CBSУроки топ-менеджеров: с чем идём в 2024-й

Уроки топ-менеджеров: с чем идём в 2024-й

Какая ситуация сложилась на рынке к началу 2024-го
Уроки топ-менеджеров: с чем идём в 2024-й

2020-2022 гг. стали нелёгким периодом для российских компаний. Но бизнес выжил и сделал выводы. 

На перестройку внутри компаний ушёл весь 2023-й, который объективно был спокойнее. 

Давайте посмотрим, какая ситуация сложилась на рынке к началу 2024-го. 

Российские компании идут собственным путём

Буквально до 2022 г. перемены в бизнесе происходили под руководством западной практики и консалтинговых агентств, которые её транслировали. А общим ориентиром выступали бизнесы-гиганты типа Гугла или Майкрософта: на них стремились походить, брали пример. 

Что происходит сейчас? 

Бизнес-консультанты заняты другой задачей — спасти собственный бизнес: спрос на их услуги сильно упал, а чужой опыт не ложится на современные российские реалии.

Типичная иллюстрация. 

Ещё несколько лет назад детали для производства можно было заказать в США, Германии и других странах. Проверенные поставщики, отработанные логистические пути.

Собственно, весь мир так делает до сих пор: покупает там, где лучше и выгоднее, это реальность глобализации. 

Отечественному же бизнесу приходится изобретать собственный паровоз или крутиться в попытке найти новых поставщиков в других странах, постоянно искать альтернативные каналы закупки. 

Это сложно, особенно если вспомнить о том, что многие использовали чужие технологии, запчасти, оборудование, сырьё, методики обучения персонала и даже рынки сбыта. Теперь приходится всё это импортозамещать, что создаёт большие проблемы и требует неординарных решений. 

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Разница между бизнесами, работающими на внутренний и внешний рынок, становится всё заметнее

Те компании, которые по-прежнему продают продукцию за рубеж, вынуждены строго соблюдать мировые стандарты. Более того, на их товары смотрят всё более придирчиво и оценивающе, приходится непрерывно участвовать в гонке на «соответствие». Плюсом идёт жесткая конкурентная борьба по качеству за место на полке у избалованных потребителей. 

Производства, работающие на внутренний рынок, ставят перед собой принципиально другие задачи. Они планируют как можно быстрее выдать товары, заменяющие ушедшие импортные, и при этом поставить их на рынок максимально дёшево, чтобы захватить освободившиеся ниши. Здесь идёт замещение аналогами и передел рынка, а заказчик  ориентируется прежде всего на низкую стоимость, поскольку покупательная способность россиян прирастает крайне медленно.  

Нельзя однозначно сказать, чья задача проще. Они разные, и со временем отличия будут усиливаться. 

Устойчивость: всё не то, чем кажется

Еще несколько лет назад, приезжая в любой город, вы могли быть уверенными, что найдёте там McDonald’s и сможете отведать знакомые блюда. 

Мебель? Икеа. 

Кондитерские изделия? Fazer.

Список можно продолжать долго. 

Всё казалось незыблемым, стабильным. Но, как выяснилось, это была иллюзия. Постоянное ушло в одно мгновение, и возникла необходимость альтернативы. Надо понимать, что заместить ряд продуктов и услуг достаточно сложно, например, если речь идёт о программном обеспечении для ведения бизнеса. Это задача не одного месяца, и даже не года. И ряду фирм её пришлось реализовывать с нуля. 

Стратегия подождёт

Раньше крупный бизнес понимал своё будущее.

Например, в 2021 году по данным Московской биржи без малого четыре десятка крупных  российских компаний планировали размещать акции на международном IPO.

Сейчас планы свёрнуты: все ждут, когда ситуация успокоится, и станет понятно, что делать дальше. 

Отечественные компании стараются переориентироваться на внутренний рынок, прописанные за рубежом — сменить юрисдикцию на Россию. Многие откладывают участие в международных симпозиумах и конференциях, сосредотачиваются на тактических шагах и ежедневных рабочих процессах. А что будет потом — покажет время. И это работающий, действенный подход. 

В центре внимания — люди

Во время кризисов на первое место выходит человек. 

Во-первых, это повышенное внимание к лидеру, который должен стать для коллектива вдохновителем, поддержкой, оплотом стабильности в бушующем море перемен. К тому же топ-менеджерам нужно расти, развиваться в условиях нехватки времени и ресурсов.

Во-вторых, тенденция последних лет — дефицит качественных кадров. В результате компании пересматривают мотивацию, вспоминают о горизонтальной карьере, вкладываются в развитие своего персонала, чтобы воспитать собственных сильных топов. 

В ближайшие годы прогнозируется серьёзный фокус на привлечение и удержание высокоэффективных, достойных работников. 

Все эти тенденции станут определять ситуацию как минимум на ближайшие 2-3 года, а значит, бизнесу придётся их учитывать при стратегическом планировании, считаться с ними. Но главное понятно: худшее уже позади, бизнес выстоял и теперь начнёт плавное и неуклонное движение вверх. 

Автор: Ирина Иткинд
MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School