В стране невыученных уроков. Чему могут научить дети
В День защиты детей разрешите миру перевернуться вверх тормашками и возьмите маленьких непосед себе в учителя.
Мы постоянно учим детей тому, что хорошо, а что плохо. Мы стараемся как можно полнее передать им свой опыт, чтобы они не повторяли наших ошибок, и готовы оберегать от любых неприятностей. Однако у детей тоже есть в запасе несколько уроков, которые будут полезны нам, взрослым.
Урок 1. Говорите о том, что чувствуете
- Разговор с Русланом, 3 года:
- - Ну, как в садике дела?
- - Ничего, нормально.
- - Чем там занимаешься?
- - Плачу, конечно…
Дети не умеют скрывать свои чувства. Если им грустно, они плачут, если радостно – смеются. Легко выражая эмоции, дети не зацикливаются на них. Когда ребенок на вас обидится, он тут же сообщит об этом и будет дуться какое-то время. Но очень скоро он снова вам улыбнется и предложит самые любимые игрушки. У взрослых же все наоборот. Человек может улыбаться вам при встрече, но при этом ждать удобного случая, чтобы отомстить.
Мы боимся говорить о чувствах не только с незнакомцами, но и с близкими людьми, а порой не признаемся в них даже самим себе. Дети могут научить нас более открыто выражать свои чувства.
Как научиться: Стремитесь осознавать эмоции, которые вы испытываете, и говорить о них хотя бы самым близким людям. Можно использовать так называемые «Я высказывания», которые строятся по форме: «Когда ты… я чувствую…». Важно произносить их спокойно, эмоционально нейтральным тоном. Тогда другой человек вас услышит и будет учитывать ваши чувства в своих решениях.
Урок 2. Учитесь терпению
- «Довела сегодня своё дитя. Она встала в позу с криком:
- - Моё терпение лопнуло!
- - И что дальше?
- - Ребёнок спокойно так:
- - Надо новое надуть».
Терпение — это то, чего всегда не хватает. Мы раздражаемся по любым пустякам, а дети как будто нарочно делают все, чтобы вывести нас из себя. Однако со временем родители начинают спокойнее реагировать на шалости своих чад, и это помогает терпеливее относиться к окружающим людям. Вместо того чтобы накричать на подчиненного, который сделал все не так, мы стараемся спокойно объяснить, где он ошибся и как эту ошибку исправить. Такой подход работает гораздо лучше, чем самые громкие крики.
Благодаря детям мы укрепляем мышцу терпения, и это очень сильно облегчает нашу дальнейшую жизнь и общение с людьми.
Как научиться: Заведите ребенка. Если он у вас есть, значит вы уже активно тренируете свое терпение. Главное здесь – не пытаться сдерживаться, а научиться управлять своей реакцией на любой поступок вашего крохи. Подробнее о том, как это сделать, читайте в статье про эмоции.
Урок 3. Будьте наблюдательны и любопытны
- Ксюша, 4 года:
- «Бывает трава сильная, бывает слабая. Слабая – это которая на поляне растет, а сильная – это которая через асфальт пробивается».
- Аня, 4 года:
- - Мама, а у прабабушки в животике бабушка была?
- - Да.
- - А у бабушки ты?
- - Да.
- - А у тебя я?
- - Да.
- - Мам, ну мы прямо как матрешки.
- Аня, 3 года:
- «Как звали Красную Шапочку, пока у неё ещё не было этой шапочки?»
Вспомните, сколько времени в детстве мы могли посвятить изучению пятнышек на божьей коровке или наблюдению за облаками, пытаясь разглядеть в их причудливых формах героев любимых сказок, зайчиков и щенков, машинки и многое другое.
Для ребенка каждый день – это приключение в мире, полном чудес. Именно поэтому они замечают необычное там, где мы видим только рутину. Родители часто говорят, что с детьми они снова учатся наблюдать за миром и открывать для себя что-то новое. Они начинают смотреть на вещи глазами ребенка: различать детали и видеть связи, которые до этого ускользали. Это помогает более творчески делать свою работу и придумывать простые гениальные решения сложных задач.
Дети — известные почемучки. На родителей постоянно обрушивается целый водопад вопросов. Пусть не на все из них дети получают ответы, но такой подход помогает им каждый день узнавать что-то новое.
Как научиться: Старайтесь как можно чаще задавать вопросы. Взрослея, мы часто утрачиваем любопытство — ключик от двери, за которой хранятся гениальные идеи. Вопросы – лучший способ его вернуть. Они научат вас внимательнее наблюдать за миром, и эти наблюдения станут источником новых идей.
Урок 4. Радуйтесь жизни
- На день рождения пятилетней Танюшке подарили две одинаковые куклы. Девочку это нисколько не смутило. Всем гостям она торжественно заявила: «А у меня близнецы!»
Дети знают два секрета, которые помогут радоваться каждому новому дню:
- Живите здесь и сейчас
Дети умеют жить сегодняшним днем. Если ребенок катается на велосипеде или играет в игру, он полностью поглощен этим занятием. В этот момент он не переживает о потере любимой игрушки и не думает, что будет делать завтра в садике. Взрослому же трудно наслаждаться текущим моментом, так как его мысли обычно заняты планами на будущее или сожалениями о прошлом.
- Радуйтесь любым мелочам
Дети способны радоваться любому пустяку. Для них возможность попрыгать по лужам – целое событие, которое доставляет им столько радости, сколько мы не испытываем, даже когда получаем желаемое. Мы ставим амбициозные цели и стремимся их достичь, но при этом забываем радоваться простым вещам и тому, что уже имеем. Мы приучили себя искать недостатки во всем, что с нами происходит, и постоянно недовольны текущим положением вещей.
Как научиться: Стремитесь к большей осознанности. Старайтесь думать о том, что вы делаете в этот момент времени, не позволяя мыслям утекать в прошлое или будущее. Радуйтесь даже небольшим достижениям и находите хорошее (минимум три пункта) в каждом прожитом дне, каким бы неудачным он вам ни казался.
Урок 5. Не бойтесь ошибаться на пути к цели
- Даша, 5 лет, о стиральном порошке:
- «Обычно это насыпают в стиральную машину. А вот что будет, если его насыпать в суп, я не знаю. Потому что еще не пробовала».
Дашиной маме следует объяснить ребенку, что будет, если добавить в суп порошок, чтобы однажды не обнаружить кастрюлю, наполненную пеной. Даша может поступить так, потому что не боится пробовать и совершать ошибки.
За короткое время дети достигают многих целей. Сначала они учатся есть ложкой, потом ползать, ходить, плавать, кататься на велосипеде, читать, считать — всего и не перечислишь. Дети не боятся падать, ошибаться и набивать шишки, так как знают: такой путь обязательно приведет к успеху. Они не ищут причин, почему у них что-либо не получится, а берут и делают. Мы же стараемся использовать все свои знания, чтобы сделать все правильно, и порой столько сил тратим на размышления, что энергии на действия уже не остается.
Как научиться: Не бойтесь принимать неверные решения. Практически любое из них вы сможете исправить. Лучше сделать, ошибиться и потом поступить по-другому, чем все это время строить предположения у себя в голове.
Вместо заключения посмотрите выступление 12-летней писательницы Адоры Свитак, в котором она рассказывает о том, чему взрослые могут научиться у детей.