Забудьте это немедленно, или Как «мышление школьника» мешает нам в профессии

Какие фразы из детства и «школьной поры» мешают строить успешную карьеру.

Одиннадцать лет — срок долгий. Оставив позади школьные годы, многие стремятся забыть о них как о страшном сне, другие — ностальгируют. Но мало кто пересматривает привычки «школьного» мышления на предмет их пригодности и полезности во взрослой жизни.

Рассказываем, какие фразы из детства и «школьной поры» лучше забыть, потому что они мешают расти в профессии и строить успешную карьеру.

«Нас таких много»

Запасной вариант: «Будь как все: так проще жить».

Откуда у фразы ноги растут? Сложно не поверить в то, что ты вовсе не уникальный, когда учитель при каждом удобном случае повторяет «Вас таких много, а я одна» (чистая правда в школьных реалиях, кстати).

Чем фраза вредит?

Признавая, что таких детей / людей / специалистов, как мы, в мире много, мы забываем, что в любом обобщении есть исключения и нюансы. Мы не просто отказываем себе в особых талантах, но и особые потребности не признаём: если все вокруг считают, что должность в компании Х — работа мечты, значит, так и есть. И наконец, вера в «одинаковых нас» отрицательно влияет на самооценку, а с ней и профессиональную конкурентоспособность.

«Просто так надо»

Запасной вариант: «Если трудно, тяжело, проблемно — значит, хорошо».

Откуда у фразы ноги растут? Ну не могут логарифмы и склонения легко даваться! Это противоестественно, нетипично (см. пункт выше). Вот и получается: если легко — значит, повезло. Или смухлевали. Или мало старались. А «надо», что было тяжело и мучительно.

Чем фраза вредит?

Вера в надо приводит к тому, что не возникает импульса к действию, переменам. И не важно, если профессия выбрана неверно, или с компанией / коллегами /  руководителем не повезло,  или зарплата не устраивает, или перегрузки, постоянный стресс и «дежурное» выгорание к отпуску — обычное дело. 

«Мне не дано»

Запасные варианты: «Я гуманитарий / технарь» или «Не виноватый я, оно само». 

Откуда у фразы ноги растут? Когда в школе что-то не получалось, было проще,  быстрее и удобнее для всех признать, что «это наследственное», что «Васе просто не надо», что «у нас в роду всё равно никогда отличников не было».

Чем фраза вредит?

Вера в заложенные природой или отсутствующие в нас способности мешает сменить фокус, перефразировать правильно: «я просто ещё этому не научился». Даже если в школе из вас не вышло старосты — это не повод ставить на себе крест как на руководителе. Получите правильное бизнес-образование, найдите ментора, беритесь за любую возможность набраться опыта — и оставьте «дано» задачкам по геометрии.

«Если двойка — я дурак»

Откуда у фразы ноги растут? Так уж построена наша образовательная система, что учителю некогда и незачем объяснять впечатлительным ученикам, что двойка — лишь оценка действия (или бездействия), но не клеймо на человеке, его характере и интеллектуальных способностях.

Чем фраза вредит?

Вырастая, мы до мурашек и сложностей с дыханием боимся совершать ошибки. И даже формулировка «тестирование гипотез» не всех избавляет от сомнений и страхов. Не совершая ошибок, трудно наткнуться на яркое, нестандартное или эффективное решение — да и вообще быть замеченным. И вот уже более успешный коллега (бывший двоечник, но это неточно) в очередной раз обходит нас в гонке на повышение.

«Звонок для учителя»

Запасные варианты: «Учитель / завуч / директор всегда прав» или «подожду волшебного пинка». 

Откуда у фразы ноги растут? Учитель был нашим авторитетом в школе — истинным, заслуженным или навязанным школьной иерархией. Его правоту мало когда подвергал сомнению, а решения и мнения считались верными по умолчанию.

Чем фраза вредит?

Мы привыкаем думать, что кто-то другой решит, как для нас правильно и когда «пора». Например, ждём пока начальник сам предложит (или даже оплатит) обучение или курсы профессиональной переподготовки, порекомендует на руководящую должность, доверит интересный функционал, например, в востребованном сейчас digital-направлении.

«Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать»

Запасные варианты: «Работа не волк», или «Проще исправить двойку, чем получить пятёрку», или «Инициатива наказуема». 

Откуда у фразы ноги растут? Одних в школе страшили двойки, другие же четко осознавали, что любую двойку можно исправить, к проверочной подготовиться в последний момент, стихотворение наизусть не учить (всех спросить не успеют). И вот мы уже в школе становимся отличными прокрастинаторами и «имитаторами бурной деятельности».   

Чем фраза вредит?

Карьеру за нас никто не построит, и, год за годом откладывая на «никогда-нибудь» важные шаги типа профессионального переобучения или поиска новой работы, с лучшими перспективами, — мы упускаем возможности и теряем энтузиазм.

«Когда я вырасту…»

Откуда у фразы ноги растут? Нам упорно и последовательно внушают, что в школе мы еще не доросли до самостоятельных решений, не заслужили право их принимать.

Чем фраза вредит?

Даже поступив в вуз или устроившись на работу, мы порой ждём лучшего / идеального момента, чтобы проявить себя, предложить решения по оптимизации работы, заняться профессиональным развитием. Ещё мы забываем, что процесс не менее важен, чем результат. И отличная работоспособность, дополненная стабильными предсказуемыми результатами, — уже показатель «готовности» к чему-то большему.  

Автор: Елена Тимофеева

Личная эффективность и управленческие навыки
Навыки для повышения личной эффективности и управленческого потенциала
  • Практические занятия и тренировки
  • Опытные преподаватели и коучи
  • Поддержка и обратная связь от экспертов
Личная эффективность и управленческие навыки
Личная эффективность и управленческие навыки
Навыки для повышения личной эффективности и управленческого потенциала
Подробнее
Личная эффективность и управленческие навыки

Заявка на консультацию
по программам обучения

Личная эффективность и управленческие навыки
Навыки для повышения личной эффективности и управленческого потенциала
  • Поддержка и обратная связь от экспертов
  • Опытные преподаватели и коучи
  • Практические занятия и тренировки
Личная эффективность и управленческие навыки