ГлавнаяБаза знаний CBSЗабудьте это немедленно, или Как «мышление школьника» мешает нам в профессии

Забудьте это немедленно, или Как «мышление школьника» мешает нам в профессии

Какие фразы из детства и «школьной поры» мешают строить успешную карьеру.

Одиннадцать лет — срок долгий. Оставив позади школьные годы, многие стремятся забыть о них как о страшном сне, другие — ностальгируют. Но мало кто пересматривает привычки «школьного» мышления на предмет их пригодности и полезности во взрослой жизни.

Рассказываем, какие фразы из детства и «школьной поры» лучше забыть, потому что они мешают расти в профессии и строить успешную карьеру.

«Нас таких много»

Запасной вариант: «Будь как все: так проще жить».

Откуда у фразы ноги растут? Сложно не поверить в то, что ты вовсе не уникальный, когда учитель при каждом удобном случае повторяет «Вас таких много, а я одна» (чистая правда в школьных реалиях, кстати).

Чем фраза вредит?

Признавая, что таких детей / людей / специалистов, как мы, в мире много, мы забываем, что в любом обобщении есть исключения и нюансы. Мы не просто отказываем себе в особых талантах, но и особые потребности не признаём: если все вокруг считают, что должность в компании Х — работа мечты, значит, так и есть. И наконец, вера в «одинаковых нас» отрицательно влияет на самооценку, а с ней и профессиональную конкурентоспособность.

«Просто так надо»

Запасной вариант: «Если трудно, тяжело, проблемно — значит, хорошо».

Откуда у фразы ноги растут? Ну не могут логарифмы и склонения легко даваться! Это противоестественно, нетипично (см. пункт выше). Вот и получается: если легко — значит, повезло. Или смухлевали. Или мало старались. А «надо», что было тяжело и мучительно.

Чем фраза вредит?

Вера в надо приводит к тому, что не возникает импульса к действию, переменам. И не важно, если профессия выбрана неверно, или с компанией / коллегами /  руководителем не повезло,  или зарплата не устраивает, или перегрузки, постоянный стресс и «дежурное» выгорание к отпуску — обычное дело. 

«Мне не дано»

Запасные варианты: «Я гуманитарий / технарь» или «Не виноватый я, оно само». 

Откуда у фразы ноги растут? Когда в школе что-то не получалось, было проще,  быстрее и удобнее для всех признать, что «это наследственное», что «Васе просто не надо», что «у нас в роду всё равно никогда отличников не было».

Чем фраза вредит?

Вера в заложенные природой или отсутствующие в нас способности мешает сменить фокус, перефразировать правильно: «я просто ещё этому не научился». Даже если в школе из вас не вышло старосты — это не повод ставить на себе крест как на руководителе. Получите правильное бизнес-образование, найдите ментора, беритесь за любую возможность набраться опыта — и оставьте «дано» задачкам по геометрии.

«Если двойка — я дурак»

Откуда у фразы ноги растут? Так уж построена наша образовательная система, что учителю некогда и незачем объяснять впечатлительным ученикам, что двойка — лишь оценка действия (или бездействия), но не клеймо на человеке, его характере и интеллектуальных способностях.

Чем фраза вредит?

Вырастая, мы до мурашек и сложностей с дыханием боимся совершать ошибки. И даже формулировка «тестирование гипотез» не всех избавляет от сомнений и страхов. Не совершая ошибок, трудно наткнуться на яркое, нестандартное или эффективное решение — да и вообще быть замеченным. И вот уже более успешный коллега (бывший двоечник, но это неточно) в очередной раз обходит нас в гонке на повышение.

«Звонок для учителя»

Запасные варианты: «Учитель / завуч / директор всегда прав» или «подожду волшебного пинка». 

Откуда у фразы ноги растут? Учитель был нашим авторитетом в школе — истинным, заслуженным или навязанным школьной иерархией. Его правоту мало когда подвергал сомнению, а решения и мнения считались верными по умолчанию.

Чем фраза вредит?

Мы привыкаем думать, что кто-то другой решит, как для нас правильно и когда «пора». Например, ждём пока начальник сам предложит (или даже оплатит) обучение или курсы профессиональной переподготовки, порекомендует на руководящую должность, доверит интересный функционал, например, в востребованном сейчас digital-направлении.

«Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать»

Запасные варианты: «Работа не волк», или «Проще исправить двойку, чем получить пятёрку», или «Инициатива наказуема». 

Откуда у фразы ноги растут? Одних в школе страшили двойки, другие же четко осознавали, что любую двойку можно исправить, к проверочной подготовиться в последний момент, стихотворение наизусть не учить (всех спросить не успеют). И вот мы уже в школе становимся отличными прокрастинаторами и «имитаторами бурной деятельности».   

Чем фраза вредит?

Карьеру за нас никто не построит, и, год за годом откладывая на «никогда-нибудь» важные шаги типа профессионального переобучения или поиска новой работы, с лучшими перспективами, — мы упускаем возможности и теряем энтузиазм.

«Когда я вырасту…»

Откуда у фразы ноги растут? Нам упорно и последовательно внушают, что в школе мы еще не доросли до самостоятельных решений, не заслужили право их принимать.

Чем фраза вредит?

Даже поступив в вуз или устроившись на работу, мы порой ждём лучшего / идеального момента, чтобы проявить себя, предложить решения по оптимизации работы, заняться профессиональным развитием. Ещё мы забываем, что процесс не менее важен, чем результат. И отличная работоспособность, дополненная стабильными предсказуемыми результатами, — уже показатель «готовности» к чему-то большему.  

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School