6 сигналов о том, что компанию пора спасать
Когда вы с головой погружены в бизнес-процессы, сложно заметить то, что происходит в компании в целом. И очень часто крах бизнеса становится для большинства сотрудников и руководителей полной неожиданностью: «Ну вот как так-то? Всё же работало…»
По данным ФНС, в первой половине 2021 года 724 тысячи юрлиц и ИП прекратили свою деятельность.
Чтобы ваша компания не попала в печальную статистику, давайте разберёмся, какие сигналы буквально кричат о том, что её пора спасать.
На любом этапе жизненного цикла бизнес постоянно решает многочисленные проблемы. И первая из них — востребованность продукта. Готовы ли люди за него платить и дальше?
Вторая задача со звёздочкой — привлечение и удержание клиентов. Умеете ли вы пополнять активную базу эффективней и дешевле, чем конкуренты? И чем крупнее бизнес, тем сложнее даются решения, особенно в условиях ограниченности ресурсов.
Одна ошибка тянет за собой другую — и если их вовремя не заметить, то крах неизбежен. Правильно среагировать на сигнал бизнес-тревоги возможно только тогда, когда вы способны мыслить стратегически и владеете современными управленческими навыками.
И вот 6 распространённых предпосылок к появлению больших проблем.
1. Мы сидим, а денежки идут.
Эта проблема диагностируется на уровне отдела продаж, когда план выполняется, но прорыва в доходах не происходит. Например, у компании есть крупные заказчики, которые приносят стабильно высокую прибыль, и этого менеджерам достаточно.
Работа с новыми клиентами ведётся в режиме «позвонили-купили — хорошо, не позвонили-не купили — и ладно».
Решается разделением функций, когда часть команды трудится над поддержанием активности имеющейся базы, вторая — над её пополнением. И для каждого направления устанавливаются свои KPI.
2. Вот бы масштабироваться, но не знаем куда, поэтому не будем.
Часто бизнес катится по инерции, взяв на вооружение поговорку программистов: «Работает? Не трогай». Действительно, необходимости менять то, что хорошо себя показывает, не стоит. Но почему бы не выстроить на этом крепком фундаменте что-то ещё?
Не обязательно запускать сразу миллионные проекты. Тестируйте новые продуктовые линейки на фокус-группах, освойте инструменты growth-маркетинга и постоянно проверяйте гипотезы, набирайте T-shape специалистов, которые закроют сразу несколько направлений.
3. Деньги есть, но вы держитесь.
Бывает так, что обороты растут, но при этом, когда наступает время уплаты налогов или возникают форс-мажорные обстоятельства, приходится срочно изыскивать денежные средства. Это самый яркий показатель того, что финансовый учёт в компании ведётся неправильно.
Планируйте поступления и отчисления, фиксируйте все затраты до копейки, анализируйте эффективность использования ресурсов и каналов продвижения — и будет бизнесу счастье.
4. Мы длинной вереницей идём за Синей птицей.
Нет более сильной мотивации, чем достижение глобальной цели. Когда вся команда смотрит в одну сторону с собственниками компании и слаженно гребёт по сигналу, то лодка бизнеса неуклонно плывёт в заданном направлении.
Объединить интересы всех сотрудников помогает корпоративная культура. Но, к сожалению, её внедрение часто принимает странные формы.
Вместо того, чтобы помочь персоналу проникнуться целями и ценностями компании, готовятся многотомные инструкции с требованиями к внешнему виду, поведению, защите данных, работе с мессенджерами и CRM-системами.
Никто не говорит, что этого делать не нужно, но если на обучение и постоянное тестирование уходит больше времени, чем на работу, — пора бить тревогу.
Помимо недовольных откликов сотрудников, проблему можно диагностировать по процессу адаптации новичков. Если человек тратит первые недели испытательного срока на прочтение Положения о корпоративной культуре и многочисленных регламентов, а не на погружение в свой функционал — что-то явно идёт не так.
5. Хорошие работники закончились.
Найти сотрудника, который быстро начнёт приносить пользу компании, сложно. Особенно если речь идёт о закрытии руководящей должности. Но если текучка возрастает — дело не в профессионализме кадров на рынке труда. А в чём?
Чтобы убедиться, что беда не в HR, используйте «засланного казачка» — человека, который попытается устроиться к вам на работу. Техника проверки узких бизнес-процессов «Тайный покупатель» давно хорошо себя зарекомендовала: проанализируйте тексты вакансий, общение с рекрутерами и процесс собеседований.
Если же процесс подбора кадров налажен — проанализируйте, что происходит с новыми сотрудниками в первые недели работы. Возможно, есть проблемы, которые мы рассматривали в пункте выше, или новичком просто некому заниматься — и тогда нужно срочно переработать систему ввода в должность. Например, запустить обучение с погружением в рабочие ситуации.
6. Есть только одна Истина в последней инстанции.
Как бы тяжело ни было собственнику или руководителю снимать с себя ответственность по отдельным направлениям, это делать необходимо. Мысль «мне быстрее сделать самому, чем объяснить, что нужно» стоит гнать как супернепродуктивную.
Вспоминайте почаще слова Стива Джобса:
Желание всё и вся держать под контролем лучше направить на установку реперных точек и проверку промежуточных результатов. Чем эффективней делегируются задачи, тем выше результаты.
Резюмируем: чтобы компания уже в следующем году не попала в положение «Шеф, усё пропало», постоянно следите за ситуацией в службах продаж, кадров и финансов.
Проверяйте процессы в компании на 6 сигналов, которые рассмотрели в статье, и тогда вы будете точно уверены, что бизнес ждёт исключительно светлое будущее.
Автор: Ирина Иткинд