Бизнес-модели стартапов: зачем нужны и как их построить
Даже гениальная идея для стартапа не станет успешной, если у вас нет бизнес-модели. Именно грамотно разработанная бизнес-модель стартапа может привлечь инвесторов, готовых вложиться в новый продукт.
В этой статье разберем:
- Как выбрать модель для своего стартапа
- Модели для эффективной монетизации стартапа
- Финансовая модель стартапа — что в нее входит
Как выбрать модель для своего стартапа
Прежде чем выбирать оптимальную бизнес-модель, определитесь с тем, как вы будете создавать и доносить ценность вашего продукта до клиентов. Для этого подробно распишите свой проект по блокам, используя схему Александра Остервальдера, известного швейцарского бизнес-консультанта:
1-й блок. Сегменты клиентов. Определите целевую аудиторию, на которую рассчитан продукт, выявите самый важный сегмент клиентов (по полу, возрасту, интересам, географии проживания, частоте покупок и пр.).
2-й блок. Ценностное предложение. Опишите, какие проблемы клиента решает продукт, какую ценность продукт дает потребителю, какой именно набор продуктов вы будете предлагать каждому сегменту клиентов.
3-й блок. Каналы взаимодействия. Выберите каналы, по которым вы будете доносить до клиентов свое ценностное предложение.
4-й блок. Способы выстраивания взаимоотношений с клиентами. Это может быть, например, формат самообслуживания, взаимодействие через сообщество в интернете, обслуживание клиента персональным менеджером.
5-й блок. Потоки доходов. Определите ту ценность, за которую люди будут готовы платить, решите, какими способами вы будете монетизировать товар или услугу.
6-й блок. Ключевые ресурсы. Перечислите те ресурсы, которые понадобятся для создания продукта и получения прибыли от его реализации. Например, материальные, интеллектуальные, человеческие ресурсы.
7-й блок. Ключевые виды деятельности. Опишите основные процессы, необходимые для функционирования бизнеса: производство, решение проблем клиентов, управление онлайн-платформой и пр.
8-й блок. Ключевые партнеры. Определите сторонние организации, которые будут участвовать в функционировании бизнеса: поставщиков, дилеров и пр.
9-й блок. Затраты. Составьте перечень расходов, связанных с бизнес-процессами (производство, маркетинг, персонал).
Когда вы заполните все блоки, у вас получится наглядная концепция стартапа, опираясь на которую вы сможете выбрать основную и вспомогательные бизнес-модели.
Модели для эффективной монетизации стартапа
Когда вы поймете, кто ваш клиент и как донести до него ценность вашего продукта, у вас получится создать уникальную бизнес-модель, в которой будут сочетаться несколько моделей монетизации. В последние несколько лет как наиболее успешные зарекомендовали себя следующие модели:
- Подписка. Клиенты вносят периодическую плату за доступ к продукту или услуге. Яркий пример удачной бизнес-модели стартапа по подписке — Netflix, компания, предоставляющая доступ к сериалам и фильмам за определенную оплату.
- Freemium. Бесплатная работающая версия продукта предоставляется любому человеку, улучшенная версия — тем, кто готов ее оплачивать. По этой модели работают Skype, Яндекс.Музыка.
- Управление данными о пользователях. Эта модель характерна для соцсетей — люди пользуются продуктом бесплатно, а бизнес монетизируется за счет рекламы.
- Аукцион. Товар продается покупателю, который предложит максимальную цену. Так работает eBay.
- Электронная коммерция. Реализация традиционных товаров и услуг через интернет-каналы.
- Free to play. Эта бизнес-модель предназначена для монетизации компьютерных игр: игра доступна бесплатно для всех, но для получения особых бонусов игрокам приходится платить.
- Оплата по желанию. Потребители платят за продукт столько, сколько сочтут нужным.
- Software as a Service — клиент оплачивает доступ к программному обеспечению в режиме онлайн. Эту бизнес-модель использует Битрикс24.
- Lock-In. Основной продукт продается за невысокую цену, а дополнения к нему — по более высокой стоимости. Например, бритвенные станки и лезвия к ним.
- Краудфандинг. Проект финансируется большим количеством людей, взамен они получают эксклюзивные преимущества, связанные с проектом.
Финансовая модель стартапа
Отдельно стоит отметить финансовую модель, которую необходимо составить для оценки жизнеспособности стартапа, привлечения инвестиций, управления финансовыми ресурсами.
Финансовая модель включает в себя следующие компоненты:
- Отчет о прибылях и убытках. Показывает доходы, расходы и прибыль компании за определенный период.
- Баланс. Показывает активы, обязательства и собственный капитал компании на конкретную дату.
- Отчет о движении денежных средств. Показывает приток и отток финансов компании за определенный период.
Выбор бизнес-модели напрямую связан с успехом стартапа. Составляйте наиболее подходящую модель с учетом ценности продукта для клиентов, и тогда ваш проект сможет превратиться в стабильный, успешно развивающийся бизнес.