Главное о стартапах: особенности, выбор идеи, этапы, стратегия
Стартапы перевернули мир современного бизнеса и уже заняли свое место на рынке. Может казаться, что запуск собственного стартапа — это большой риск, но если придерживаться определенных правил, шансы на успех значительно возрастут.
В этом материале расскажем главное, что важно знать начинающему стартаперу:
- Особенности стартапа и его отличия от малого бизнеса
- Создание проекта стартапа: как определиться с идеей
- Этапы успешного создания стартапа
- Стратегия создания успешных стартапов в бизнесе
Особенности стартапа и его отличия от малого бизнеса
В основе стартапа всегда лежит уникальная идея и стремление к быстрому росту. Малый бизнес — это более плавное развитие в хорошо известной нише. Например, создание интернет-магазина с онлайн-примерочной — это стартап. Открытие обычного магазина одежды — малый бизнес.
Другие отличия стартапов от прочих форм бизнеса:
- затраты на запуск стартапа могут быть минимальными или вовсе отсутствовать;
- при правильно выбранной стратегии стартап очень быстро (через 1-2 года или раньше) начинает приносить серьезную прибыль;
- высокий риск — 90% стартапов оказываются неудачным;
- необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования, например, со стороны инвесторов или венчурных фондов;
- команда стартапа может быть совсем небольшой — на этапе запуска достаточно усилий нескольких людей, объединенных общей идеей;
- цели в отношении создания стартапа — это не только получение прибыли, но и закрытие потребностей клиентов, которые еще никто не успел удовлетворить (например, потребность в бесконтактной оплате, удовлетворенная компанией Google в 2011 году).
Создание проекта стартапа: как определиться с идеей
Найти хорошую идею для стартапа можно разными способами: стать профессионалом в конкретной области и понять, какие инновации требуются в этом направлении, изучить зарубежный опыт, отслеживать развитие новых технологий. В любом случае почти все удачные идеи относятся к одному из трех видов стартапов в соответствии с общепринятой классификацией:
- Успешная копия. Адаптация зарубежных идей под местный рынок. Примеры: Озон, ВКонтакте, Яндекс.Такси.
- Агрессивный пришелец. Вытеснение конкурентов с рынка с помощью ценового преимущества и успешной стратегии в целом. Пример: сервис купонов на скидки Биглион, вытеснивший купонный сервис Groupon.
- Темная лошадка. Стартапы с неясными перспективами, которые могут оказаться как крайне успешными, так и абсолютно провальными. Пример: сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb, создатели которого изначально предлагали туристам бюджетную ночевку в собственном доме. Основатели сервиса получили несколько отказов в финансировании на старте, но сумели доказать перспективность идеи, привлекли инвесторов и успешно масштабировали бизнес.
Этапы успешного создания стартапа
Пять этапов реализации стартапа:
- Формирование уникальной идеи, еще не существующей на рынке. Реализация идеи должна закрывать реальные потребности потенциальных клиентов.
- Предпосевной этап. Заключается в подтверждении спроса, например, в форме сбора обратной связи через соцсети. К этому же этапу может относиться поиск инвесторов.
- Этап запуска. Выход на рынок с ожиданием оценки от целевой аудитории. Сопровождается рекламой в соцсетях, упоминаниями в СМИ и другими способами продвижения.
- Этап роста. Постепенный захват рыночной ниши.
- Этап масштабирования. Бизнес развивается, достигает поставленных целей, привлекает новых инвесторов и может быть готов к выходу на новые рынки.
Стратегия создания успешных стартапов в бизнесе
Составляющие успешной стратегии для развития стартапа:
- Найдите идею, цепляющую вас по-настоящему. В идеале создатель стартапа должен быть экспертом в сфере, в которой он планирует запускать стартап.
- Проверьте идею. Проведите конкурентный анализ рынка и дайте себе ответы на самые важные вопросы: нужен ли потребителю ваш стартап? Достаточно ли у вас навыков, финансов и других ресурсов, чтобы реализовать проект? Будет ли бизнес приносить доход в перспективе? Чтобы получить ответы на эти вопросы, можно проанализировать уже присутствующие на рынке аналоги, взять интервью у экспертов, пообщаться с потенциальными клиентами.
- Следуйте подходящей бизнес-модели. Это может быть классическая модель, состоящая из трех этапов: разработка окончательной версии продукта, тестовый запуск продукта, полноценный запуск. Или можно отойти от классической бизнес-модели и начать с тестового запуска, найти клиентов и только после этого заниматься доработкой продукта.
- Создайте MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт). Например, в формате простого приложения или чат-бота. Когда вы убедитесь, что потребителей заинтересовал MVP, можно переходить к финальной доработке продукта.
- Распределите в команде роли в создании стартапа. На старте достаточно распределить 3 основные роли — лидера, администратора и технолога. Лидер придумывает идею и работает с возможностями рынка, администратор отвечает за внутренние процессы, технолог разрабатывает технологию для удовлетворения потребности клиентов.
Хорошая идея для стартапа — это много, но недостаточно. Чтобы ваш проект был успешным, важно быть готовым к тому, что поначалу стартап будет отнимать все ваше время и деньги. Однако большие усилия могут принести впечатляющие дивиденды — возможно, именно ваш стартап покорит рынок и станет источником высокого дохода.