Главное о стартапах: особенности, выбор идеи, этапы, стратегия

Стартапы перевернули мир современного бизнеса и уже заняли свое место на рынке
Главное о стартапах: особенности, выбор идеи, этапы, стратегия

Стартапы перевернули мир современного бизнеса и уже заняли свое место на рынке. Может казаться, что запуск собственного стартапа — это большой риск, но если придерживаться определенных правил, шансы на успех значительно возрастут.

В этом материале расскажем главное, что важно знать начинающему стартаперу:

Особенности стартапа и его отличия от малого бизнеса

В основе стартапа всегда лежит уникальная идея и стремление к быстрому росту. Малый бизнес — это более плавное развитие в хорошо известной нише. Например, создание интернет-магазина с онлайн-примерочной — это стартап. Открытие обычного магазина одежды — малый бизнес.

Другие отличия стартапов от прочих форм бизнеса:

  • затраты на запуск стартапа могут быть минимальными или вовсе отсутствовать;
  • при правильно выбранной стратегии стартап очень быстро (через 1-2 года или раньше) начинает приносить серьезную прибыль;
  • высокий риск —  90% стартапов оказываются неудачным;
  • необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования, например, со стороны инвесторов или венчурных фондов;
  • команда стартапа может быть совсем небольшой — на этапе запуска достаточно усилий нескольких людей, объединенных общей идеей;
  • цели в отношении создания стартапа — это не только получение прибыли, но и закрытие потребностей клиентов, которые еще никто не успел удовлетворить (например, потребность в бесконтактной оплате, удовлетворенная компанией Google в 2011 году).

Создание проекта стартапа: как определиться с идеей

Найти хорошую идею для стартапа можно разными способами: стать профессионалом в конкретной области и понять, какие инновации требуются в этом направлении, изучить зарубежный опыт, отслеживать развитие новых технологий. В любом случае почти все удачные идеи относятся к одному из трех видов стартапов в соответствии с общепринятой классификацией:

  • Успешная копия. Адаптация зарубежных идей под местный рынок. Примеры: Озон, ВКонтакте, Яндекс.Такси.
  • Агрессивный пришелец. Вытеснение конкурентов с рынка с помощью ценового преимущества и успешной стратегии в целом. Пример: сервис купонов на скидки Биглион, вытеснивший купонный сервис Groupon.
  • Темная лошадка. Стартапы с неясными перспективами, которые могут оказаться как крайне успешными, так и абсолютно провальными. Пример: сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb, создатели которого изначально предлагали туристам бюджетную ночевку в собственном доме. Основатели сервиса получили несколько отказов в финансировании на старте, но сумели доказать перспективность идеи, привлекли инвесторов и успешно масштабировали бизнес.
Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
Курсы MBA. Международный диплом

Этапы успешного создания стартапа

Пять этапов реализации стартапа:

  • Формирование уникальной идеи, еще не существующей на рынке. Реализация идеи должна закрывать реальные потребности потенциальных клиентов.
  • Предпосевной этап. Заключается в подтверждении спроса, например, в форме сбора обратной связи через соцсети. К этому же этапу может относиться поиск инвесторов.
  • Этап запуска. Выход на рынок с ожиданием оценки от целевой аудитории. Сопровождается рекламой в соцсетях, упоминаниями в СМИ и другими способами продвижения.
  • Этап роста. Постепенный захват рыночной ниши.
  • Этап масштабирования. Бизнес развивается, достигает поставленных целей, привлекает новых инвесторов и может быть готов к выходу на новые рынки.

Стратегия создания успешных стартапов в бизнесе

Составляющие успешной стратегии для развития стартапа:

  • Найдите идею, цепляющую вас по-настоящему. В идеале создатель стартапа должен быть экспертом в сфере, в которой он планирует запускать стартап.
  • Проверьте идею. Проведите конкурентный анализ рынка и дайте себе ответы на самые важные вопросы: нужен ли потребителю ваш стартап? Достаточно ли у вас навыков, финансов и других ресурсов, чтобы реализовать проект? Будет ли бизнес приносить доход в перспективе? Чтобы получить ответы на эти вопросы, можно проанализировать уже присутствующие на рынке аналоги, взять интервью у экспертов, пообщаться с потенциальными клиентами.
  • Следуйте подходящей бизнес-модели. Это может быть классическая модель, состоящая из трех этапов: разработка окончательной версии продукта, тестовый запуск продукта, полноценный запуск. Или можно отойти от классической бизнес-модели и начать с тестового запуска, найти клиентов и только после этого заниматься доработкой продукта.
  • Создайте MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт). Например, в формате простого приложения или чат-бота. Когда вы убедитесь, что потребителей заинтересовал MVP, можно переходить к финальной доработке продукта.
  • Распределите в команде роли в создании стартапа. На старте достаточно распределить 3 основные роли — лидера, администратора и технолога. Лидер придумывает идею и работает с возможностями рынка, администратор отвечает за внутренние процессы, технолог разрабатывает технологию для удовлетворения потребности клиентов.

Хорошая идея для стартапа — это много, но недостаточно. Чтобы ваш проект был успешным, важно быть готовым к тому, что поначалу стартап будет отнимать все ваше время и деньги. Однако большие усилия могут принести впечатляющие дивиденды — возможно, именно ваш стартап покорит рынок и станет источником высокого дохода.

Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
Выбрать программу
Курсы MBA. Международный диплом

Заявка на консультацию
по программам обучения

Другие материалы по теме «Менеджмент»:
Курсы MBA. Международный диплом
Скидка 50%. Рассрочка от банков
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Онлайн-обучение от 6 месяцев
Курсы MBA. Международный диплом