Что ответить на вопрос: «А чего добился ты?»
Скромность украшает. Помните, как в детстве вы выигрывали в настолку или обгоняли друга на самокате, чувствовали себя победителем по жизни и слышали:
— Хвастаться нехорошо!
И следовал подробный разбор, почему другим обидно проиграть.
Вот потому мы и стесняемся говорить о своих успехах, но есть ситуации, когда похвалить себя просто необходимо.
Рассказ о своих достижениях чаще всего нужен на собеседовании, при знакомстве с коллегами на новой работе и профессиональных мероприятиях, в резюме и при разговоре о повышении оплаты.
Но прежде чем начать себя хвалить, проанализируйте, о каких именно победах вас спрашивают: личных или профессиональных.
Успехи в самых разных и весьма далёких от работы областях могут сказать о вас много интересного.
Если вы не единожды побывали на вершине Эвереста — собеседник узнает о вашей смелости, бескомпромиссности и целеустремлённости. Если у вас четверо детей — о том, что вы не ищете лёгких путей, но способны справиться даже с самой стрессовой ситуацией. А, может, вам часто везёт?
Не лишним будет упомянуть кубок города за забег на 100 метров, победу в танцевальном баттле или наличие дипломов, подтверждающих получение престижного бизнес-образования.
Так как правильно рассказать о себе?
Секрет уверенной самопрезентации — в подготовке. Вам потребуются 3 варианта ответа на вопрос: «А чего вы добились?»:
- Выжимка — при знакомстве очно или в переписке.
- Недлинный сторителлинг — при прохождении собеседования.
- Рассказ — при заполнении резюме.
Их мы и готовим заранее.
Помните: в первую очередь убедиться, что чего-то стоите, вам нужно для себя самого.
Лифтовая презентация
Представьте, что вы зашли в лифт и увидели там Илона Маска, у которого мечтаете работать. Есть время привлечь к себе внимание, пока вы поднимаетесь с ним вместе на несколько этажей.
Что вы скажете о себе?
Напишите и выучите 2-3 ярких и ёмких фразы с упоминанием брендов, которые впечатлят собеседника:
— Работал директором по продажам в билайне, когда ещё название бренда писалось с большой буквы.
— Победил в шахматы компьютер, выигравший у Каспарова.
— Начал покупать биткоины, пока это не стало мейнстримом.
Достижения в цифрах
Конкретные показатели также свидетельствуют в вашу пользу:
- Заключил 20 новых договоров и увеличил выручку на 25%.
- Провёл 150 собеседований, 149 из которых закончились приёмом кандидата на работу.
- Обеспечил компании 7 выигранных тендеров на поставку продукции.
Даже если кажется, что ваш вклад нельзя измерить, подумайте ещё раз:
Разработал систему отчётности для отслеживания заказов и реализации товаров, что позволило систематизировать работу с документами. | Разработал систему отчётности для отслеживания заказов и реализации товаров, что позволило систематизировать документооборот 5 складов и 2 дочерних предприятий. |
Внедрил все нормативные документы по охране труда и технике безопасности, что позволило снизить юридические и финансовые риски предприятия. | Внедрил нормативные документы по охране труда и технике безопасности, что позволило компании успешно пройти 3 проверки ГИТ и пожарной охраны. |
Не получается? В таких случаях рассказ лучше выстроить по чёткому плану: от задачи к результату.
- Какую проблему необходимо было закрыть?
- Какие средства были у вас?
- Какой способ решения выбрали?
- Какие препятствия были?
- Что получилось в итоге?
Социальные доказательства
Если есть возможность что-то показать — показывайте. И лучшим подтверждением ваших умений станут отзывы тех, кто с вами работал.
Собирайте скрины откликов клиентов и благодарственные письма в отдельную папку. Так вам будет проще отправить их новому заказчику или добавить в резюме. И регулярно перечитывайте хвалебные оды себе, чтобы поднять уверенность даже в буйной фазе синдрома самозванца.
К этому моменту вы убедились, что чего-то стоите в жизни и профессии. Теперь важно не скатиться в часовое бахвальство. Помогут в этом рекомендации HR-специалистов и психологов.
4 золотых правила самопрезентации
Правило 1. Правильный фокус.
Сконцентрируйтесь на новейшей истории и рассказывайте о достижениях за последние 5 лет. Актуально для собеседования и знакомства с коллегами. Подробный рассказ о жизни оставьте для автобиографии.
Правило 2. КиЯ: Коротко и Ясно.
Пересмотрите описание своих успехов и сократите всё, что возможно.
Вёл колонку в газете «День бухгалтера», где рассматривались проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей. | Вёл колонку в газете «День бухгалтера», где рассматривались проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей о налогообложении ИП. |
Правило 3. Больше действия.
Самый верный и надёжный способ рассказать о своих результатах и достижениях — язык глаголов. Употребляйте «добился» и «создал» вместо пассивных фраз «удалось добиться» и «создано». Говорим «нет» причастиям, деепричастиям, страдательному залогу, существительным в косвенных падежах.
Правило 4. 50/50.
При составлении резюме соблюдайте эту пропорцию: написали о 10 обязанностях — уравновесьте их 10 результатами.
Разработка системы бюджетирования | Внедрил автоматизацию планирования по направлениям бизнеса, что повысило прозрачность учёта. |
---
Теперь вы готовы представить себя хоть английской королеве, хоть инвестору, хоть будущему работодателю.
Кстати, а что мешает нам создать под этой статьёй платформу для нетворкинга? Расскажите о себе в технике КиЯ в комментариях — вдруг здесь найдутся те специалисты или партнёры, которых вы давно ищете.
Автор: Ирина Иткинд