E-commerce в России сейчас: цифры, тренды и перспективы рынка
Вы знали, что более 20% продаж в розничной торговле России сейчас проходят через онлайн-каналы? В этой статье разберемся, как электронная коммерция (e-commerce) меняет экономику, какие ниши растут быстрее всего и почему маркетплейсы становятся незаменимыми для продавцов. Читайте дальше, чтобы узнать самое важное о e-commerce в России:
Объем рынка e-commerce: актуальные цифры
Роль маркетплейсов в торговле e-commerce Сложности для современного рынка e-commerce в РоссииОбъем рынка e-commerce: актуальные цифры
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем онлайн-продаж в России в первой половине 2025 года достиг 5,3 трлн рублей, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основные показатели в 2025 году:
-
Доля e-commerce в розничной торговле увеличилась до 22,4% (против 15,2% в 2024 году).
-
97% онлайн-продаж пришлось на российские маркетплейсы.
-
Наиболее популярные категории у российских покупателей: продукты питания — 20%; товары для дома и мебель — 15,7%; одежда и обувь — 13,5%; электроника и бытовая техника — 12%; автозапчасти — 6,8%.
Если говорить о региональном распределении, то чаще всего на онлайн-платформах совершают покупки в следующих регионах:
-
Москва (17,2%);
-
Московская область (7,9%);
-
Санкт-Петербург (6,2%).
Самый высокий рост онлайн-покупок в 2025 году зафиксирован в Чечне и Ингушетии (свыше 100% за год), а также в Калининградской области (+70%) и Хабаровском крае (+60%).
Роль маркетплейсов в торговле e-commerce
Маркетплейсы — главный канал сбыта на российском рынке электронной коммерции. Есть 3 основные причины, почему маркетплейсы лидируют в e-commerce:
-
Масштаб аудитории. Платформы обеспечивают доступ к регионам, где офлайн-розница развита слабо.
-
Готовая инфраструктура. У маркетплейсов есть собственные логистические сети (склады, пункты выдачи) и платежные решения (рассрочки, цифровые кошельки).
-
Доверие потребителей. Клиенты маркетплейсов пользуются гарантиями возврата товара и защиты платежей, могут делать выбор опираясь на рейтинги продавцов и отзывы других покупателей.
Основные игроки российского рынка e-commerce на сегодняшний день:
-
Wildberries. Лидер по объему продаж e-commerce (около 56% рынка), фокусируется на fashion-сегменте (одежда, обувь, аксессуары).
-
Ozon. Доля рынка — около 21%, сохраняет сильные позиции в области электроники и бытовой техники.
-
Яндекс Маркет. Доля — 12%, специализируется на сравнении цен и агрегации предложений, а также на партнерстве с локальными магазинами.
-
Мегамаркет. Доля рынка — 8%, акцент в продажах — на крупных покупках (бытовая техника, стройматериалы).
Драйверы роста e-commerce
Что стимулирует развитие электронной коммерции в России? Вот главные факторы:
-
Развитие логистики. Сети пунктов выдачи охватывают даже малые города.
-
Цифровизация платежей. Бесконтактные способы оплаты и рассрочки делают онлайн-покупки проще
-
Рост мобильного трафика. Большинство заказов оформляются через смартфоны.
-
Расширение ассортимента. Маркетплейсы предлагают самые разные товары — от продуктов питания до бытовой техники.
-
Программы лояльности. Бонусы и кэшбек повышают возвращаемость покупателей.
Сложности для современного рынка e-commerce в России
Несмотря на рост продаж, e-commerce сталкивается и с трудностями:
-
Логистические издержки. Доставка в отдаленные регионы остается дорогой.
-
Кибербезопасность. Участились случаи мошенничества с платежами.
-
Конкуренция. Давление со стороны крупных маркетплейсов усложняет выход на рынок новых участников.
Тенденции развития e-commerce
Эксперты предполагают, что в ближайшие годы основные тенденции онлайн-развития e-commerce будут такими:
-
Замедление темпов роста. По данным IBC Real Estate, объем интернет-продаж в России в 2025 году вырос примерно на 20%. И это значит, что динамика замедляется — в 2024 году рост денежного объема рынка составил 27%.
-
Увеличение влияния собственных брендов и интернет-магазинов. Растущая на маркетплейсах конкуренция заставляет бизнес искать альтернативы. Компании все чаще развивают собственные интернет-магазины и прямые коммуникации с клиентами.
-
Персонализация и искусственный интеллект. ИИ в продажах продолжит развиваться, чтобы лучше анализировать поведение пользователей и предлагать им релевантные товары. По данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner, использование ИИ повышает коэффициент конверсии в среднем на 20–30%, а в сегменте fashion и beauty — до 40%.
Вот так выглядит российский e-commerce сейчас: рынок растет, меняется и открывает новые возможности. Маркетплейсы задают тон, но и собственные интернет-магазины находят свою нишу. Технологии делают покупки удобнее, а покупатели становятся требовательнее.
Что это значит? Если вы предприниматель — время пробовать новые форматы и инструменты. Если вы покупатель — впереди вас ждут еще больше удобных сервисов и интересных предложений.