Операционный менеджмент – определение, цели и задачи, практическое применение
Операционный менеджмент (ОМ) — это управление производством товаров или услуг. Сюда входит не только налаживание и контроль процессов, но и постоянное их развитие и совершенствование. Навыки операционного менеджмента важны для любого собственника бизнеса. В статье рассказываем, зачем он необходим и где используется.
Зачем нужен операционный менеджмент
Цель операционного менеджмента — повышение эффективности производства продуктов и услуг на предприятии. Операционный менеджмент занимается только основной деятельностью компании. В сферу его интересов входят планирование и контроль ресурсов, которые необходимы для основных бизнес-процессов.
Важно не получить сам продукт или услугу, а сделать их производство максимально эффективным. Процесс должен, не теряя в качестве, расти. При этом без существенного повышения затрат.
Операционный менеджмент затрагивает вспомогательные функции, которые влияют на основные. Например, компания занимается производством строительного оборудования. Логистика и снабжение будут вспомогательными функциями. Объемы продукции зависят от поставок сырья, работы склада и т.д.
Операционный менеджер должен понимать, как смежные функции влияют на основные, и наоборот.
В современных компаниях нет четкого разделения на основные и дополнительные функции. Для многих, например, IT-направление из вспомогательного уже стало одним из основных.
Задачи операционного менеджмента
- Увеличить отдачу от текущих ресурсов. Организовать их рациональный расход.
- Сокращать расходы при текущем уровне доходов.
- Повышать качество производимых товаров и услуг.
- Отвечать на потребности изменяющегося рынка. И своевременно вносить изменения в бизнес-процессы.
- Сокращать негативное влияние дополнительных процессов на основные.
Подробнее об основных трех направлениях работы операционного менеджера поговорим ниже.
Основные направления операционного менеджмента
К главным направлениям относятся:
- Производство — скорость и другие условия.
- Затраты на производство.
- Качество и соответствие потребностям клиентов.
Все три направления конкурируют между собой и требуют внимания. Например, компания хочет ввести производство нового товара. Но это требует закупку нового оборудования, обучения персонала, поиск поставщиков сырья.
Предприятие хочет выпускать качественную продукцию, но это потребует больше вложений в производство. К функциям операционного менеджмента относится поиск баланса между тремя направлениями и достижение операционной эффективности.
Принципы операционного менеджмента
Эффективный операционный менеджмент строится на следующих принципах:
- стратегическая направленность;
- ориентация на целевого потребителя;
- комплексный подход к управлению;
- процессный метод руководства;
- взаимовыгодные связи и консолидация с партнерами, поставщиками;
- ответственность работников за качество труда;
- регулярное обучение персонала и его стабильность;
- привлечение сотрудников;
- командный дух взаимовыручки;
- доверительная атмосфера и благоприятный климат в коллективе, мотивирующие на творчество и ударный труд;
- расходы (практичное расходование ресурсов и стремление к сокращению затрат);
- адаптивность (оперативный пересмотр ассортимента и объемов производства под персональные запросы потребителей);
- скорость (ускорение выпуска товаров и предоставления услуг);
- соблюдение законов, этики, международных норм защиты окружающей среды и нужд местных сообществ;
- компетенция начальства (высшее руководство несет ответственность за соблюдение всех этих принципов).
Что должны уметь хорошие операционные менеджеры
Обычно в компании есть должность операционного директора, который руководит организацией операционного менеджмента. В его подчинении находятся специалисты, отвечающие за отдельные направления. Это могут быть:
- планирование и организация кадров, материалов, оборудования, бюджета;
- контроль выполнения плана;
- анализ отклонений и решение текущих и стратегических проблем;
- управление качеством и затратами производства.
Операционный менеджер должен:
- иметь навыки руководителя — задатки лидера, опыт управления командой, умение стратегически мыслить;
- уметь планировать и прогнозировать деятельность предприятия в разных условиях;
- контролировать операционные данные;
- иметь профильные знания бизнеса или индустрии.
Знание и навыки операционного менеджмента важны для руководителя любого отдела. Они позволяют настроить процессы внутри подразделения, эффективно взаимодействовать с другими отделами, повышать качество собственной работы.
Качество операционного менеджмента напрямую влияет на деятельность и успех компании.