ГлавнаяБаза знаний CBSОперационный менеджмент – определение, цели и задачи, практическое применение

Операционный менеджмент – определение, цели и задачи, практическое применение

Навыки операционного менеджмента важны для любого собственника бизнеса
Операционный менеджмент – определение, цели и задачи, практическое применение

Операционный менеджмент (ОМ) — это  управление производством товаров или услуг. Сюда входит не только налаживание и контроль процессов, но и постоянное их развитие и совершенствование. Навыки операционного менеджмента важны для любого собственника бизнеса. В статье рассказываем, зачем он необходим и где используется.

Зачем нужен операционный менеджмент

Цель операционного менеджмента — повышение эффективности производства продуктов и услуг на предприятии. Операционный менеджмент занимается только основной деятельностью компании. В сферу его интересов входят планирование и контроль ресурсов, которые необходимы для основных бизнес-процессов.

Важно не получить сам продукт или услугу, а сделать их производство максимально эффективным. Процесс должен, не теряя в качестве, расти. При этом без существенного повышения затрат.

Операционный менеджмент затрагивает вспомогательные функции, которые влияют на основные. Например, компания занимается производством строительного оборудования. Логистика и снабжение будут вспомогательными функциями.  Объемы продукции зависят от поставок сырья, работы склада и т.д.  

Операционный менеджер должен понимать, как смежные функции влияют на основные, и наоборот.  

В современных компаниях нет четкого разделения на основные и дополнительные функции. Для многих, например, IT-направление из вспомогательного уже стало одним из основных. 

Задачи операционного менеджмента

  1. Увеличить отдачу от текущих ресурсов. Организовать их рациональный расход.
  2. Сокращать расходы при текущем уровне доходов.  
  3. Повышать качество производимых товаров и услуг.  
  4. Отвечать на потребности изменяющегося рынка. И своевременно вносить изменения в бизнес-процессы.  
  5. Сокращать негативное влияние дополнительных процессов на основные.

Подробнее об основных трех направлениях работы операционного менеджера поговорим ниже.

Основные направления операционного менеджмента

К главным направлениям относятся:

  1. Производство — скорость и другие условия.  
  2. Затраты на производство.
  3. Качество и соответствие потребностям клиентов.

Все три направления конкурируют между собой и требуют внимания. Например, компания хочет ввести производство нового товара. Но это требует закупку нового оборудования, обучения персонала, поиск поставщиков сырья.  

Предприятие хочет выпускать качественную продукцию, но это потребует больше вложений в производство. К функциям операционного менеджмента относится поиск баланса между тремя направлениями и достижение операционной эффективности.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Принципы операционного менеджмента

Эффективный операционный менеджмент строится на следующих принципах:

  • стратегическая направленность;
  • ориентация на целевого потребителя;
  • комплексный подход к управлению;
  • процессный метод руководства;
  • взаимовыгодные связи и консолидация с партнерами, поставщиками;
  • ответственность работников за качество труда;
  • регулярное обучение персонала и его стабильность;
  • привлечение сотрудников;
  • командный дух взаимовыручки;
  • доверительная атмосфера и благоприятный климат в коллективе, мотивирующие на творчество и ударный труд;
  • расходы (практичное расходование ресурсов и стремление к сокращению затрат);
  • адаптивность (оперативный пересмотр ассортимента и объемов производства под персональные запросы потребителей);
  • скорость (ускорение выпуска товаров и предоставления услуг);
  • соблюдение законов, этики, международных норм защиты окружающей среды и нужд местных сообществ;
  • компетенция начальства (высшее руководство несет ответственность за соблюдение всех этих принципов).

Что должны уметь хорошие операционные менеджеры

Обычно в компании есть должность операционного директора, который руководит организацией операционного менеджмента. В его подчинении находятся специалисты, отвечающие за отдельные направления. Это могут быть:

  • планирование и организация кадров, материалов, оборудования, бюджета; 
  • контроль выполнения плана;
  • анализ отклонений и решение текущих и стратегических проблем;
  • управление качеством и затратами производства.

Операционный менеджер должен:

  • иметь навыки руководителя — задатки лидера, опыт управления командой, умение стратегически мыслить; 
  • уметь планировать и прогнозировать деятельность предприятия в разных условиях;
  • контролировать операционные данные;
  • иметь профильные знания бизнеса или индустрии.  

Знание и навыки операционного менеджмента важны для руководителя любого отдела. Они позволяют настроить процессы внутри подразделения, эффективно взаимодействовать с другими отделами, повышать качество собственной работы. 

Качество операционного менеджмента напрямую влияет на деятельность и успех компании.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School